«Развращающее влияние поведения «верхов» в Киеве было огромно. Оно внесло разлад в среду молодежи, поманив возможностью устроиться, пристроившись. Внесло страшный разлад в офицерство. Из Киева вышли люди, умеющие служить при десяти режимах и привыкшие чуть ли не ежемесячно принимать присягу».
Валерий Левитский
Генерал Каппель — знаковая фигура Гражданской войны. Достаточно сказать, что знаменитая «психическая атака» белых в «Чапаеве» изображает именно каппелевцев. Правда, сам Владимир Оскарович в том фильме не фигурирует, зато в сравнительно недавнем «Адмирале» он, сыгранный Безруковым — вторая по значимости фигура после Колчака.
«Для меня всю жизнь Каппель и каппелевцы — это в первую очередь была та картинка, тот пасквиль, который все мы видели в фильме «Чапаев», — говорил актер в одном из интервью. — Однако, прочитав сценарий, а потом и книгу «Каппель и каппелевцы», я понял, что всё, чему нас учили в детстве, было абсолютное враньё. Это была настолько уникальная личность…».
Каппель действительно в своем роде уникум, хотя и не в том смысле, что имел в виду Безруков. Вспомним, как граф Келлер и прочие киевские монархисты отказывались вступать в Добровольческую армию, потому что она-де слишком левая (а от «левизны» там была только отмена титулования офицеров «вашим благородием»). А вот убежденный монархист Каппель воюет в армии, где вообще нет погон, зато есть солдатские комитеты, а «гражданин-солдат» обязан отдавать честь только своему непосредственному начальнику, и то один раз за день. Нет, это не Красная, это Народная армия эсеровского Комуча.
Уже при этом сопоставлении Каппеля и Келлера видно, насколько в годы Гражданской войны широк был поведенческий спектр тех, кого мы именуем монархистами. Если же мы добавим к ним монархистов дореволюционных, то он окажется еще шире.