Боязнь роста цен традиционно называют одним из главных страхов россиян. К тому же это безопасная и социально одобряемая тема для любого small-talk в России. Но можно ли понять на самом деле, какая в России инфляция?
Для начала давайте разберемся, как экономисты измеряют инфляцию. Самый популярный измеритель инфляции, который чаще всего публикуется в СМИ — это индекс потребительских цен. Ну, и если обратиться к сайту Росстата, то выяснится, что
«Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде и отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих фактически сложившийся уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров, а также при пересчете ряда показателей … из текущих цен в постоянные цены.
Сбор информации о потребительских ценах в целях расчета ИПЦ осуществляется в 283 населенных пунктах.
Наблюдение осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатках, киосках и т. д.) — более чем в 71 тыс. организаций.
Набор включает 510 наименований товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением».
При этом, как мы понимаем, это выборочная оценка инфляции, поскольку в России около 150 тысяч населенных пунктов, товаров и услуг в стране тоже намного больше. Один только каталог магазина «Ашан», по информации с сайта, включает более 70 тысяч товаров.
Но есть еще одна проблема — на сайте Росстата содержится информация по индексу цен для 110 наиболее часто употребляемых товаров. И если мы подсчитаем, как изменились цены с начала года, то по этим данным получится, что сильнее всего подорожал картофель, более чем на 53%, а огурцы, наоборот, на треть подешевели. И если мы представим себе человека, чей рацион состоит из сравнительно дешевой картошки, то для него инфляция выглядит очень высокой, а если он, например, питается макаронами, то для него цены выросли не сильно, ведь и вермишель, и макароны с начала года подорожали согласно этой таблице всего на 2–3%.
При этом инфляция по индексу потребительских цен с декабря 2023 года по сентябрь 2024 года составила по данным Росстата 5,78%. И это, конечно же, средняя температура по больнице, где у одного человека температура под 40, а у другого едва достигает 36 градусов.
Добавим сюда, что и между регионами различия в индексе потребительских цен очень велики. В августе 2024 года «рекордсменом» по инфляции была республика Алтай, где цены выросли за месяц на 1,29%, а самым благополучным был Ненецкий автономный округ, где ИПЦ упал на 1,58%. Как мы видим, даже за один месяц разница в уровне инфляции между регионами составила более 3 процентных пунктов.
Возникает вопрос, насколько точно тогда мы определяем индекс потребительских цен по всей стране в целом.
В заголовке статьи стоит >> У официальной статистики слишком много недостатков..
А в этой статье только один недостаток - в ней совершенно ничего не написано о том, Возможно ли правильно измерить инфляцию в России. То есть написано то конечно много слов, только по существу ничего... В начале критикуется методика расчетов Росстата, а в конце рекомендуется следить за ихними же индексами. Автор сам-то вообще понимает, зачем это все написано?
Интересно, такая позиция потребительской корзины как 'уикэнд во Франции' при исчезновении товара с рынка заменяется на 'уикэнд в Торжке'?