Владимир Путин

Владимир Путин

Yevgeny Philippov / Global Look Press

Как показывает последний соцопрос исследовательского проекта «Хроники», большинство заявивших об одобрении Путина респондентов не поддерживают его действия. По сути, они хотят того же, чего и не согласные с Путиным россияне, — мира с Украиной, восстановления отношений с Западом и внимания власти к внутренним проблемам страны, а не к внешней политике. Исследователь проекта «Хроники» политолог Всеволод Бедерсон рассказал Republic, чего же хотят «лоялисты» и как у них получается одобрять Путина, но не его поступки.

— Каковы основные проблемы с рейтингом одобрения Владимира Путина, получаемым в ходе опросов? Почему его трактовка в российских условиях требует особого анализа?

— Идея всей задумки была в том, чтобы в том числе в результате этого вопроса посмотреть, что собой представляет одобрение Владимира Путина тем большинством россиян, которые думают, что они представляют собой большинство россиян, которые одобряют Владимира Путина. У нас в общем-то есть публичные рейтинги одобрения и поддержки Владимира Путина от «Левада-центра» и ФОМа. У «Левады», например, на прямой вопрос «одобряете вы или не одобряете действия Владимира Путина на посту президента России?» положительно отвечают 75% респондентов. На протяжении последних нескольких лет это не сильно волатильная цифра, то есть данные примерно похожи. Но прямой вопрос о поддержке автократа в информационной автократии — это несколько бессмысленный вопрос, потому что люди, которые отвечают «одобряю», могут закладывать в свое «одобряю» очень широкий спектр мыслей, позиций, эмоций и мнений. Для кого-то это искренняя поддержка, для кого-то — форма проявить лояльность, для кого-то — просто конформизм и потребность присоединиться к большинству, а для кого-то — способ высказать социально одобряемую позицию, хотя у него вообще никакого мнения нет.

Поэтому из таких ответов непонятно, что думают, что вкладывают в свое понимание одобряющие Владимира Путина. И нашей задумкой было как раз это выяснить. В своем опросе мы задавали три вопроса. Один — с прямой формулировкой об одобрении, как и у коллег из «Левады». И у нас получилось, что 78% одобряют, 12% не одобряют. Как я сказал, сама по себе по себе цифра с одобрением не очень информативная. Второй был более аккуратным, про то, может ли, на взгляд респондента, Владимир Путин совершать ошибки в управлении страной или это маловероятно. Опять же, это такая аккуратная и очень нежная в отношении респондента формулировка. В ней нет полярной позиции, как в вопросе «одобряете» или «не одобряете», где тебе нужно выбрать, ты за Путина или ты против Путина. Здесь ты просто оцениваешь, может он вообще, как и любой нормальный человек, совершать ошибки, или же Путин это какой-то сверхчеловек, у которого не бывает ошибок и все его решения абсолютно истинны. Это вопрос не столько про само одобрение, сколько про то, чтобы понять уровень критического мышления респондентов, в целом уровень критичности.

И, наконец, третий вопрос, где мы смотрели на деятельностную поддержку. Мы спросили, голосовал ли респондент или респондентка на прошедших в марте президентских выборах, и если да, то голосовал ли за Владимира Путина или за кого-то другого. И таким образом мы проследили, какие формируются группы и как раскладываются мнения респондентов, которые указывают, что они одобряют Владимира Путина, в соответствии с другими важными вопросами современной российской жизни. Которые касаются поддержки войны, мобилизации, налаживания отношений с Западом, того, где Путин должен сосредоточить свое внимание — на решении внешних или внутренних проблем.

В итоге мы увидели, что, несмотря на это условное большинство поддерживающих Путина, оно довольно условно. Потому что

значительные доли респондентов, от 60 до 80% по разным вопросам, хотят совсем не того, что в реальности проводит Владимир Путин и его режим.

Мы увидели, что существует большой запрос на мир, на то, чтобы Путин сосредоточил свое внимание на внутренних вопросах, а не занимался внешней политикой. Внешнеполитические инициативы Путина не встречают большой поддержки. Люди хотели бы, чтобы этих проблем вообще не было, отвечая на вопрос, чего бы они хотели, что бы произошло в ближайший год. Люди хотели бы ровно не того, что делает Владимир Путин. Таким образом, все это проблематизирует саму категорию одобрения Владимира Путина. И мы сделали шажок к пониманию того, что люди, которые одобряют Путина, в значительном своем числе не одобряют тех решений, которые он фактически принимает.

— Ваше исследование показало, что полностью одобряют Путина на посту президента только 14% россиян. Что это за цифра?