
Здание Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге
Fabian von Poser / imageBROKER.com / Global Look Press
На прошлой неделе Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение о том, что российское законодательство об «иностранных агентах» не отвечает требованиям «к качеству закона» и нарушает права и свободы, закрепленные в Европейской конвенции по правам человека. В иске, получившем название «Кобалия* и другие против России», были объединены жалобы 107 заявителей: частных лиц, СМИ и некоммерческих организаций, внесенных в «реестр иностранных агентов» до 16 сентября 2022 года. В постановлении суда от 22 октября 2024 года говорится, что Россия нарушила три статьи Европейской конвенции: право на свободу выражения мнения (ст. 10), право на свободу собраний и объединений (ст. 11), а в случае с физлицами-«иноагентами» еще и право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8).
ЕСПЧ постановил, что государство-ответчик должно выплатить всем заявителям компенсацию материального ущерба. В основном это внушительные административные штрафы за отсутствие маркировки — только с начала 2024 года с «нарушителей» взыскано около 12 млн рублей, а общая сумма штрафов, вынесенных «иноагентам» с момента появления такого требования, достигла уже 1 млрд рублей. Также Россия обязана компенсировать истцам моральный вред и судебные издержки.
Это решение ЕСПЧ подтверждает оценку российских правозащитников, которые с момента появления в 2012 году Закона об «иноагентах» называли его дискриминационным, а обязанности и ограничения, которые налагаются на «иноагентов», чрезмерными и стигматизирующими.
Напомним, что после исключения Российской Федерации из Совета Европы с 16 марта 2022 года российские власти денонсировали Европейскую конвенцию и отказались исполнять все решения ЕСПЧ, вступившие в законную силу после 15 марта 2022 года. Но Комитет министров Совета Европы, рассмотрев правовые последствия исключения России, принял резолюцию, в которой постановил принимать к рассмотрению любую жалобу в отношении России на нарушения, имевшие место до 16 сентября 2022 года.
Это уже второе постановление ЕСПЧ по жалобам российских «иностранных агентов». Первое, опубликованное в июне 2022 года, «Экозащита и другие против России», объединившее иски 73 НКО, внесенных в «реестр иноагентов», касалось лишь некоммерческих организаций и их руководителей. Тогда суд решил, что Россия нарушила только ст. 11 Конвенции — право на свободу собраний и объединений. В постановлении 2024 года суд много ссылался на это свое решение, указывая, что его позиция не изменилась: законодательство об «иностранных агентах» в России не отвечает требованиям к «качеству закона» и нарушает Конвенцию.
«Хотя мы уже тогда поднимали вопрос о нарушении статьи 10 — права на свободу выражения мнения, — уточняет медиаюрист, руководитель Центра защиты прав СМИ* Галина Арапова*. — Но ЕСПЧ тяготеет к позиции, что в решении достаточно признать нарушение хотя бы одной статьи Конвенции. Таким образом, он фактически признает нарушение международных обязательств государством и не видит необходимости нанизывать остальные бусы на нитку».
Адвокат Центра защиты прав СМИ Тумас Мисакян представлял в процессе «Кобалия* и другие против России» интересы медиапроектов «Кавказский узел»*, «Важные истории»*, телеканала «Дождь»*, 24 журналистов из разных изданий, самого Центра защиты прав СМИ* и ее руководителя Галины Араповой*. Всем им присуждена компенсация морального вреда в 10 тысяч евро.
«Понятно, что сейчас мы не можем ожидать получения этих компенсаций, но это не умаляет большого правового значения этого решения международного суда, — считает Арапова*. — Точка в разбирательствах поставлена не Верховным судом России, шаблонно подтверждающим вынесенные решения нижестоящих судов, все написанные под копирку, а международным судом, который признал нарушения, основываясь на международных стандартах прав человека. Именно на это решение будет опираться и Комитет ООН по правам человека, который будет рассматривать дела людей и организаций, признанных иностранными агентами, в дальнейшем».
Если бы в Грузии не было фактически запрещено западное финансирование оппозиции, Мечта выборы проиграла бы. Ну тут баш на баш - оппозиция и ЕС продавили полный отказ от мажоритарной системы (несмотря на наличие таковой в Германии и во Франции) - Мечта ответила законом о прозрачности финансирования.
И да, Грузинский закон - скорее калька с американского, а не с российского.
Моральное удовлетворение - это, конечно, хорошо, но подобные решения не оьладают должной силой, если не включают арест имущества. Как я понимаю, обеспечительная часть в решении Суда не прописана. Можно ли определить её позднее, в порядке дополнения?
Это сложный вопрос. По словам https://republic.ru/posts/105376 адвоката Каринны Москаленко, специализирующейся в области ЕСПЧ, «единственный действенный инструмент <…> заключается в том, что если государство последовательно демонстрирует свое нежелание исполнять решения Европейского суда, то есть такая форма — вынесение резолюции Совета министров ЕС о неисполнении (46 статья), по которому это государство ждут очень неприятные последствия. Какие именно, никто вам сейчас сказать не может, потому что единственное государство, которое упорно не исполняло решение ЕСПЧ и в отношении которого была вынесена резолюция о
неисполнении Совета министров ЕС, это Азербайджан, но оно само
выполнило решение, не дожидаясь последствий резолюции, и освободило
человека, которого ранее отказывалось освобождать, несмотря на решение
ЕСПЧ. То есть эта резолюция является действенным механизмом,
заставляющим выполнять решения Европейского суда».
Приведите, пожалуйста, примеры очень неприятных последствий.
Если даже Каринна Москаленко их не знает, то я тем более не знаю.