Президент США Джо Байден на участке для досрочного голосования в Ньюкастле (Делавер), 28 октября 2024 года

Президент США Джо Байден на участке для досрочного голосования в Ньюкастле (Делавер), 28 октября 2024 года

AP Photo / Manuel Balce Ceneta

На следующей неделе в США пройдут выборы президента, которые станут судьбоносными не только для американских граждан, но и для всего остального мира. В том числе их результат покажет, как будет развиваться война России с Украиной. Политолог-американист Ян Веселов рассказал Republic, какими могут быть сценарии завершения войны в случае победы Дональда Трампа и Камалы Харрис и что происходит с американской демократией.

— До выборов президента США осталось меньше недели. Насколько сейчас, в этот момент, их результат выглядит непредсказуемым?

— Скорее непредсказуемым, и шансы у обоих кандидатов сейчас примерно равные, 50 на 50. Аналитики строят разные модели на основе прогнозов, состояния экономики, того, как разные демографические группы голосовали на прошлых выборах. И сейчас мы видим шансы в районе 50 на 50. Иногда у Трампа 55–52, но нужно понимать, что это именно вероятность того, что победит один или другой кандидат. Если у одного 52, допустим, у другого 48, это можно сравнить с монеткой, которую мы подкидываем, и 52 раза выпадает орел, а 48 — решка. Это не означает, что у одного будет 52% голосов, а у другого 48%. Если мы будем смотреть на семь колеблющихся штатов на этих выборах, то там тоже все достаточно близко. Трамп сейчас лидирует в Джорджии, Аризоне и Северной Каролине, Харрис — в Висконсине, Мичигане, Пенсильвании и Неваде. Но при этом во всех семи штатах отрыв одного от другого кандидата, если мы берем среднее значение массива всех опросов, не превышает 1,5%. Это в районе статической погрешности и особенно ничего нам не говорит о том, насколько у одного или другого кандидата больше шансов победить.

— Похоже, что такая ситуация складывается во время каждой президентской гонки в США, когда до последнего момента идет борьба и до окончания подсчета голосов невозможно узнать, кто все-таки будет президентом.

— Это не совсем так, на разных выборах бывает по-разному. Если мы возьмем последние несколько избирательных кампаний, то в 2000 году тоже все было достаточно «плотно» и «близко», и в итоге исход выборов решил пересчет голосов во Флориде. Тогда демократ Альберт Гор победил по количеству голосов простых избирателей, но проиграл в коллегии выборщиков. В 2004 году было попроще, там Буш-младший шел на второй срок, и у него был достаточно удобный отрыв от демократа Джона Керри. Опять же, в 2008 году снова шли «поближе» Маккейн и Обама. В 2012 году, когда Обама шел на перевыборы, а против него шел республиканец Митт Ромни, преимущество было скорее у Обамы. Хотя там тоже был забавный момент — в том, что опросы сильно переоценили поддержку Ромни во многих колеблющихся штатах. Ожидали, что там она будет намного выше, чем в итоге оказалось, и Обама победил с достаточно приличным отрывом во многих штатах.

В 2016 году, когда в выборах участвовали Дональд Трамп и Хиллари Клинтон, все опросы в основном показывали большое преимущество Клинтон, которое в итоге не материализовалось. Хотя стоит отметить, что она получила большинство голосов простых избирателей, но проиграла в коллегии выборщиков. И там тоже отрыв был не такой большой. В 2020 году опросы тоже несколько ошиблись. В целом они правильно предсказывали, сколько Байден получит голосов простых избирателей. Но на уровне отдельных штатов сильно завышали поддержку Байдена, и гонка была намного «ближе», чем ожидалось. Поэтому, исходя из того, что опросы показывали на предыдущих выборах, на их точность не стоит смотреть с большим оптимизмом.

С одной стороны, опросы могут так же ошибиться, как в 2016-м и 2020-м годах, и если будет примерно такая же ошибка, то Трамп выиграет во всех семи колеблющихся штатах. Если погрешность будет, напротив, такая, какая была в 2012 году в пользу республиканцев, то тогда Камала Харрис, скорее всего, выиграет во всех семи штатах. То есть у нас, по сути, два таких полярных сценария: Трамп выигрывает во всех семи колеблющихся штатах, Харрис выигрывает во всех семи колеблющихся штатах. Ну или будет какой-то вариант посередине.

— Уже более 46 млн американцев проголосовали досрочно, а всего ожидается, что досрочно проголосуют более 60 млн. Российская пропаганда убеждает своих граждан, что такое голосование ничуть не лучше «голосования на пеньках», которое уже несколько лет организовывает российская ЦИК. Насколько в США досрочное голосование защищено от фальсификаций?