Президент Молдовы Майя Санду

Президент Молдовы Майя Санду

Bernd von Jutrczenka/dpa/ Global Look Press

Завтра в Республике Молдова состоится второй тур президентских выборов 2024 года. За две недели до этого, 20 октября, идущая на второй срок действующий президент Молдовы Майя Санду не смогла одержать победу в первом туре, набрав 42,49% голосов избирателей. Теперь ей предстоит побороться за президентский пост с бывшим генеральным прокурором Молдовы Александром Стояногло (25,95% голосов в первом туре).

Одновременно с выбором президента в Молдове прошел референдум о евроинтеграции страны — главном политическом проекте Майи Санду, с ним она победила на выборах в 2020 году и с ним же баллотировалась на второй срок. На референдуме гражданам предлагалось ответить «да» или «нет» на вопрос «Поддерживаете ли вы внесение поправок в Конституцию с целью присоединения Республики Молдова к Европейскому Союзу?». После подсчета всех бюллетеней, выяснилось, что за вступление в ЕС высказались 50,46% избирателей, против — 49,54%.

Сразу после первого тура, еще до окончания подсчета голосов, когда результат плебисцита о евроинтеграции висел на волоске, Майя Санду выступила с коротким резким заявлением. «Молдова столкнулась с беспрецедентной атакой на свободу и демократию нашей страны, как сегодня, так и в последние месяцы. Преступные группировки, работающие совместно с иностранными силами, враждебными нашим национальным интересам, атаковали нашу страну десятками миллионов евро, ложью и пропагандой, используя самые позорные средства, чтобы держать наших граждан и нашу страну в ловушке неопределенности и нестабильности. У нас есть четкие доказательства того, что эти преступные группировки намеревались купить триста тысяч голосов. Мы ждем окончательных результатов, и мы вернемся с решениями», — заявила Санду и вышла из зала, не ответив на вопросы десятков журналистов, собравшихся в ее штабе.

Результаты президентских выборов в Молдове и конституционного референдума 20 октября оказались неожиданными для всех. Социологические опросы последних месяцев показывали уверенное лидерство Майе Санду. Внутри страны за нее были готовы отдать голоса 30–35%; вместе с голосами диаспоры, а это еще 13–16% избирателей, и Санду могла рассчитывать как минимум на 2/3 этих голосов, ожидалась победа действующего президента в первом туре. Должен был помочь мобилизовать потенциальный электорат Санду и референдум о европейском пути Молдовы, вся предвыборная кампания Санду во многом была построена на символической связке ее персоны с курсом Молдовы на вступление в ЕС. По данным соцопросов, на референдуме ожидался результат 44–55% «да» плюс голоса диаспоры, настроенной преимущественно проевропейски, что в сумме давало сторонникам евроинтергации более 60% голосов. Но все пошло не так.

Победа на референдуме не выглядит убедительной, перевес составляет менее 1%, и он был достигнут только за счет голосов диаспоры, внутри страны за изменение Конституции проголосовали лишь 46%. Большинство молдавских регионов проголосовали «против» включения евроинтеграции в Конституцию страны.

Тем не менее, Санду выразила надежду, что судьи Конституционного суда подтвердят результаты референдума и стремление к европейской интеграции будет отражено в высшем законе страны. Перед заседанием КС о подтверждении результатов плебисцита она заявила, что число граждан, проголосовавших за внесение изменений в Конституцию, было бы гораздо выше, если бы не схема массового подкупа избирателей. По ее оценке, за евроинтеграцию должно было проголосовать не менее 60% избирателей.

Утром 31 октября Конституционный суд утвердил результаты республиканского референдума. Теперь в Конституции Молдовы появится «Раздел V — Интеграция в Европейский Союз» , в котором будет записано: «Присоединение Республики Молдова к учредительным договорам Европейского союза и актам, изменяющим учредительные договоры Европейского союза, устанавливается Парламентом органическим законом. Вследствие присоединения положения учредительных договоров Европейского союза, а также другие обязательные правовые акты Европейского союза имеют приоритет перед противоречащими им положениями внутреннего законодательства с учетом соблюдения положений акта о присоединении».