Изгнание поляков из Кремля в 1612 году, картина ХХ века

Изгнание поляков из Кремля в 1612 году, картина ХХ века

Изображение: Wikipedia / Лисснер Э.Э. (1938)

Любители творчества Артура Конан Дойла без труда вспомнят один из лучших рассказов о Шерлоке Холмсе — «Обряд дома Месгрейвов». Там внешне бессмысленный обычай аристократической семьи скрывал тайну сокровищ, пропавших ещё в Английскую революцию середины XVII века. Нечто подобное случилось и с российским Днём народного единства — один из самых драматичных и неоднозначных эпизодов отечественного прошлого таится за непонятным для большинства граждан праздником.

Социология довоенных лет здесь исчерпывающа: 71% россиян называли 4 ноября просто дополнительным выходным. И даже неравнодушные к истории сомневались — а имеет ли выбранная государством дата сколько-нибудь реальное отношение к преодолению Смутного времени и пресловутому «избавлению Москвы и России от поляков»?

Детальный разбор событий начала XVII века показывает: да, имеет, пусть и весьма опосредованную. Но и считать, что 4 ноября 1612 года жители полураспавшегося Русского царства покончили со всеми самозванцами, разного рода авантюристами, разбойниками и иностранными захватчиками (где, к слову, собственно поляки играли не самую значимую роль) — тоже будет ошибкой.

Голод, который съел царя

Причины российской Смуты начала XVII века часто сводят к прерыванию династии Рюриковичей и территориальным притязаниям алчных соседей. Однако на деле масштабный кризис едва бы стал возможен без катастрофического Великого голода 1601–1603 годов. Речь шла не просто о череде неурожаев, а о повальном бедствии — причины которого окончательно не прояснены до сих пор, а последствия во многом обусловили ход отечественной истории на века вперёд.

Великий голод 1601–1603 годов в Москве

Изображение: Wikipedia / Boris Chorikov

В XXI веке учёные выдвигают самые фантастические гипотезы насчёт природы кошмара четырёхсотлетней давности. По одной из последних версий, север Евразии настигли последствия извержения южноамериканского вулкана Уайнапутина, повлиявшего на климат по всей планете. В любом случае, Россия испытала невероятное: цены на хлеб за короткое время подскочили в 15–20 раз!

«В эти три года случались события почти невероятные. Казалось почти обычным, если муж бросал жену и детей, жена убивала мужа, а мать — своих детей, и съедали их. Я сам был свидетелем, как четверо брошенных своими супругами женщин […] удавили обманутого ими крестьянина и спрятали в погреб, чтобы тело не повредилось. Сперва хотели съесть лошадь убитого, а потом приняться за его труп»

— Жак Маржерет, французский наёмник, очевидец Смутного времени

Массовый голод разрушил и экономику, и социальную ткань Московского государства. Что хуже, стихийное бедствие здесь наложилось на последствия бедствий политэкономических. На вторую половину XVI века в России пришлись и неудачный эксперимент Иоанна IV Грозного с опричниной, и затяжная проигранная Ливонская война, и рост налогов, и общее закрепощение крестьянства.

В какой-то мере трагедию 1601–1603 годов усугубил гуманизм фактического преемника царя Иоанна — Бориса Годунова. По воле нового монарха неимущим раздавали деньги и хлеб, крестьянам позволяли уходить от неспособных прокормить их хозяев, а спекулянтов ждали наказания вплоть до казни. Этим Годунов лишь запустил броуновское движение масс по всей стране. Одни искали хоть какой-то еды в столице, другие — спасения на тогдашних окраинах царства, от Дона до Сибири, третьи — просто хотели грабить на большой дороге.

В 1584–1598 годах Годунов правил государством через прокси в лице Феодора I — своего зятя и старшего из двух сыновей Иоанна IV, переживших своего отца. В 1591 при невыясненных обстоятельствах погиб младший из них, восьмилетний Дмитрий. В 1598 скончался уже Феодор, а Земский собор избрал новым царём самого Бориса.

В нездоровой обстановке популярность получали самые невероятные теории, строившиеся вокруг того, что «Бориска» — не «природный» царь. Следовательно, его власть преступна перед Богом, за что небеса и покарали Русь голодом. Расхожей стала стихийная конспирология насчёт событий 1591 года: якобы Годунов пытался убить Дмитрия, но царевич чудом спасся, бежал за рубеж и теперь ждёт возвращения.

Убийство царевича Дмитрия из жития святых XVIII века: ребёнка канонизировали ещё в 1606 году, в правление Василия Шуйского

Изображение: Wikipedia

Для Русского государства это имело самые ужасные последствия в лице целой «династии» Лжедмитриев. Из XXI века они могут показаться глубоко опереточными персонажами, но при жизни у каждого из них были свои сторонники, вооружённые отряды и определённый политический вес.