Владимир Путин, митрополит Тихон и патриарх Кирилл во время посещения Третьяковской галереи

Владимир Путин, митрополит Тихон и патриарх Кирилл во время посещения Третьяковской галереи

Фото: Пресс-служба президента РФ

Реорганизацию Третьяковской галереи, начатую в конце октября с уничтожения Отдела новейших течений (ОНТ), обсуждают не столько как новость искусства, но как знак перемен в обществе. Видя в этом очередной шаг на пути уничтожения страны.

Официально о расформировании Отдела новейших течений Третьяковка заявила 22 октября. Но известна новость стала чуть раньше, и пары дней хватило на тихий ответ арт-сообщества — открытое «Письмо протеста», объявляющее происходящее «грубой и непростительной ошибкой, наносящей серьезный ущерб современному искусству России, музейному делу в нашей стране, культурному кругозору отечественной публики, наконец, репутации самой Третьяковской галереи». Автором письма, с которым трудно не согласиться, выступил первый заведующий (2001–2008) отдела Андрей Ерофеев. Подписавшие его более 200 художников, искусствоведов, кураторов, музейщиков, журналистов выразили таким образом свое частное отношение к происходящему, не способное однако на что-либо повлиять — очевидно было, что нововведение спущено сверху.

На утечку информации о грядущих переменах музей отреагировал извещением для прессы, так и остающимся по сей день единственным официальным заявлением. Оттуда можно было узнать, что «Отдел новейших течений станет частью отдела искусства второй половины ХХ-ХХI века и продолжит заниматься изучением актуальных практик современного искусства». А также, что «экспериментальный фонд прежнего отдела живописи второй половины ХХ века будет перераспределен внутри нового структурного подразделения Галереи». Цитаты требуют пояснений, и мы к ним еще вернемся.

А пока признаем, что все к тому шло — еще зимой 2023 года, заступая на пост гендиректора ГТГ, Елена Проничева предупредила, что Третьяковка — «не музей современного искусства». Тот факт, что Павел Третьяков собирал музей как раз современного ему искусства, ей не то что не ведом, она просто не имеет его в виду.

Странно было ожидать иного: выпускница МГИМО и дочь генерала ФСБ, получившего звезду Героя России за штурм «Норд-Оста» (мы помним его печальный итог), Проничева — не музейщик, а чиновник, поставленный для решения государственных задач.