Изображение: WIkipedia
Оливер Кромвель — безусловно, один из самых выдающихся деятелей в английской истории. Достаточно самого факта, что этот человек единственным за всё существование Британии сумел разлучить её с, казалось, незыблемой монархической формой правления. А завоёванную власть он использовал, чтобы во многом предопределить будущую мировую гегемонию Туманного Альбиона на века вперёд.
Однако у величия Кромвеля есть и другая сторона — абсолютная нетерпимость и крайняя жестокость ко всем врагам. Этот аспект его личности с лихвой познали как собственно англичане, так и шотландцы с ирландцами. Последним в середине XVII века досталось как бы не больше других.
В первой части материала мы уже рассказывали, что в 1649 побудило диктатора пойти на фактически повторное завоевание Ирландии. Дело было не только в национальной и религиозной ненависти — Зелёный остров действительно дал приют силам, враждебным насаждаемым Кромвелем порядкам в Англии.
Но насколько оправданными были действия политика и полководца после победы над врагом? В сентябре 1649 года кромвелевская Армия нового образца, т.н. «круглоголовые», взяла один из основных оплотов местных и бежавших из Британии мятежников — город Дроэду. И проигравших ждал настоящий кошмар.
Сколько погибших? Просто «много»
Руководивший обороной Дроэды герцог Ормонд позже утверждал, что англичане якобы изначально обещали отнестись к пленным с милосердием. Но воспоминания остальных очевидцев скорее противоречат этому заявлению.
Как свидетельствовали выжившие защитники города, Кромвель с побелевшим лицом скакал среди бегущих во все стороны людей и кричал: «Никакой пощады! Никакой пощады!». Тот факт, что ирландцы, уступавшие его опытным бойцам по всем показателям, смогли убить примерно 150 республиканцев, привёл командира англичан в ярость. Его раздражало, что на горстку конфедератов и роялистов пришлось потратить так много времени и сил.
Изображение: Wikipedia
Даже когда Астон попытался договориться о сдаче в плен своих офицеров, Кромвель отказался дать какие-либо гарантии безопасности. Осада закончилась жестоким убийством гарнизонного начальства. Самого Астона забили до смерти его же деревянной ногой: пуритане ожидали найти в протезе золотые монеты или другие ценности. К глубокому разочарованию богобоязненных протестантов, внутри протеза ничего не нашлось.
Основная версия дальнейших событий того дня гласит, что пуританская конница перекрыла ирландцам пути к отступлению на другом конце города, а Кромвель отдал новый приказ — убивать каждого, при ком найдут оружие. Уничтожение вражеских солдат вскоре переросло в бойню, в которой убивали всех без разбора, включая гражданских.