Поступившее на прошлой неделе известие о том, что ирландская группа U2 решила наконец-то выступить в России, только на первый взгляд было сенсацией. Безусловно, люди интересующиеся слышали разнообразные истории о том, что самый политически озабоченный в мире певец Боно имеет кое-какие вопросы к внутренней политике российского руководства, и пока не получит ответы, в нашу страну ни ногой. Политический ингредиент всегда добавляет пикантности любой истории про деньги, и даже самые далекие от фанатизма на тему U2 граждане были в курсе невозможности их приезда. Однако на деле несколько последних лет предметом переговоров с U2 были именно только деньги. В августе автор этих строк лично убедился в том, что шоу U2 сегодня – самое дорогое, которое только можно себе представить, и надежды это не прибавило. Ведь у нас так популярна история о спаде гастрольной активности в России, последовавшем за финансовым кризисом. А турне U2 «360’», которое началось 30 июня в Барселоне, – это, чтобы было понятно, перемещающаяся по миру высоченная арочная конструкция, напоминающая то ли паука, то ли спрута, то ли космическую станцию с антенной. И тем не менее, американская компания Live Nation решила, что Москва потянет шоу. Подчеркнем важное: владелец тура, то есть, субъект, несущий главные риски, – зарубежная компания, в России она лишь нанимает подрядчиков. Это значит, что крупнейший концертный прокатчик планеты не сомневается в финансовых возможностях российского зрителя. Более того, компания смогла преодолеть негативный опыт сотрудничества с Москвой, полученный в 2006 г. во время первого приезда Мадонны, и недавно успешно провела ее концерт в Санкт-Петербурге. До последнего момента самые активные комментаторы говорили о том, что U2 привезут тоже в Питер. Но вот как обстоят дела на сегодняшний день: Большая спортивная арена «Лужников» (60 000 зрителей), 25 августа 2010 года, группа U2. Теперь живем с этой информацией. Сложно делать окончательные выводы о том, была ли версия о резком обнищании российского потребителя музыки выдумкой или все же преувеличением. На мой поверхностный взгляд активность местных гастрольных компаний отнюдь не снизилась. Никто из тех, кто был заметен на этом рынке год или два назад, не сошел с дистанции. Более того, появляются новые игроки. Например, наблюдается вторжение на клубное поле новой площадки Milk, которая всерьез намерена составить конкуренцию клубу «Б1», – она сопоставима по размерам и удаленности от центра. Вдали от шума городского разворачивается концертная деятельность под крышей торгового центра «Крокус», там 9 октября выступят The Prodigy. Видимо, с точки зрения промоутеров, московские расстояния и трафик не сломили энтузиазм любителей современной музыки. Поговаривают об открытии нового большого клуба, подконтрольного компании Bosco Di Cilliegi. Певица Бейонсе выступала в спорткомплексе «Олимпийский» в самый «тучный» период московского гастрольного бизнеса – два года назад. Тогда на концерт певицы с одной единственной популярной в России песней цены на билеты можно было «заряжать» в диапазоне от 6 000 до 30 000 рублей. В итоге партер был заполнен лишь наполовину и наблюдатели списали мероприятие в разряд странных затей, свойственных людям, для которых концертный бизнес не является основным, в один ряд с провальными концертами Джорджа Майкла. И вот 2 ноября Бейонсе снова везут в Москву, и снова в «Олимпийский». Кому? Зачем? Значит, есть механизмы, которые продолжают работать, несмотря на кризис. Самый очевидный из них – «заказники». И если грандиозное открытие отеля Тельмана Исмаилова в Турции с участием Тома Джонса и Сила – уже часть политической истории, то самый свежий пример – вечеринка по поводу открытия Московской Биеннале современного искусства, устроенная Романом Абрамовичем в клубе «Солянка». Там, по слухам, за 25 000 евро выступила американская группа The Virgins, лучше всего знакомая в России тем, кто в курсе событий в американском сериале “Gossip Girl”, то есть микроскопическому меньшинству. Впрочем, совсем уж верить анекдоту про то, что «везде кризис, а в Москве – пятница», не стоит. Действительность гастрольного дела сейчас все же больше похожа на вменяемый бизнес, чем два года назад. Составить представление о главных концертных проектах 2010 года можно было еще летом. Наряду с U2 это, вероятнее всего, будут AC/DC, Metallica и Rammstein. А на концерт Depeche Mode, который состоится в «Олимпийском» 6 февраля, треть билетов была продана еще в июле. Билеты же на U2 поступят в продажу в конце октября, то есть за 10 месяцев до события. Таким образом, промоутеры ориентируются не столько на олигархические или рекламные бюджеты, сколько на обычного потребителя, склонного свои траты планировать загодя.