Фото: Анна Артемьева, "Новая газета"
Когда мир меняется так стремительно, что привычные ориентиры исчезают, мысль о будущем становится пугающей. Как строить планы, если глобальные потрясения могут обнулить их в одно мгновение? Тем не менее, важно пытаться.
Проект «Планета 3650» получил свое название от 3650 дней — ровно 10 лет. Этот временной отрезок мы выбрали как достаточный для размышлений о переменах и достаточно короткий, чтобы представить их реальность. Участники проекта не только делятся своим видением будущего своей страны через 10 лет, но и передают себе сообщение в это будущее.
Мы говорим с жителями разных стран — демократий и автократий. Среди них есть те, кто остался в своих странах, и те, кто был вынужден уехать из-за войны, репрессий или экономических трудностей. Все они переживают за будущее своей родины, мечтают о переменах и надеются вернуться. Некоторые участники, из соображений безопасности, остаются анонимными. Но их откровения напоминают: будущее создают не только лидеры, но и люди, которые его ежедневно ждут, боятся и строят.
Наш первый собеседник — доктор психологических наук, профессор и академик Российской академии образования Александр Асмолов. Размышления о будущем, по его словам, — это не просто познавательный процесс, а фундаментальная часть человеческой природы. Они помогают нам сохранять ориентиры и поддерживать саму жизнь.
Вопрос, стоит ли размышлять о будущем, поражает меня своей парадоксальностью. Вся наша жизнь, каждый наш шаг — это и есть конструирование будущего. Человек никогда не приходит в мир прямо из прошлого, это нонсенс, это абсурд. Человек, как и многие другие живые существа, строит свое поведение, свою жизнь, свои мечты — как одну из форм размышлений о будущем, — именно через будущее. В буквальном смысле, как бы это ни парадоксально звучало, мы живем именно завтрашним днем.
Много лет я занимался исследованиями, которые изучают «предвосхищение будущего у разных биологических видов». Они говорят о том, что заглядывание в будущее — одна из ключевых характеристик проявления жизни на Земле, а разные формы прогнозов существуют у разных живых существ. В книге Хемингуэя «Старик и море» есть эпизод, где главный герой наблюдает за макрелями, которые охотятся на летучих рыб. Макрели смотрят, где летучие рыбы выпрыгнули из воды и полетели, чтобы ожидать их там, где они приземлятся. Чтобы жить, невозможно не заглядывать в будущее.
Оно может носить характер произведений Хичкока или иных страшных триллеров. Оно может быть таким, каким его описывают фантасты Азимов и Брэдбери. Оно может быть совершенно чудовищным, но это все равно — предвосхищение будущего. И по сути дела вся наша с вами жизнь — это перебор альтернативных моделей и вариантов будущего, которые каждый из нас осуществляет.