Из личного архива А. Панцова
2025 год КНР встречает в весьма непростом экономическом состоянии. Однако зримых признаков социального и политического напряжения в стране не наблюдается, молчаливое большинство вполне довольно все еще сохраняющейся в стране стабильностью, а либеральное меньшинство в массе своей уехало или сидит и помалкивает.Поговорили об этом с российским и американским китаеведом Александром Панцовым — автором фундаментальных биографий Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и Чан Кайши.
— Китай Си Цзиньпина чем-то напоминает Китай прошлых эпох?
— В разные исторические эпохи в Китае наблюдались различные изменения, жизнь не стояла на месте, но одна вещь оставалась неизменной. Это характер политической и экономической власти. На протяжении всех исторических эпох суть политико-экономической системы власти в Китае не менялась. В свое время блестящий синолог Карл Август Виттфогель очень точно охарактеризовал систему власти в Китае как восточный деспотизм. Имеется в виду, что в Китае государство неизменно господствовало над обществом. Иными словами, монополизировало все стороны общественной жизни. Точно так же государство доминирует над обществом и в современную эпоху при Си Цзиньпине. В этом смысле система власти, сложившаяся в КНР, по сути дела ничем не отличается от той системы власти, которая существовала в Поднебесной на протяжении тысячелетий. Ну, с различными, конечно, особенностями, но тем не менее суть та же. Вот именно этим Китай эпохи Си Цзиньпина и напоминает Китай прошлых эпох.
— Каковы шансы на то, что Китай когда-нибудь все же станет свободной страной в западном понимании?
— Я думаю, в ближайшее время никаких шансов на то, что Китай станет свободной страной в западном понимании, нет. Когда-то, много лет назад, вместе с моим другом Арленом Вааговичем Меликсетовым я участвовал в написании книги, изданной потом в Стэнфорде под редакцией руководителя Центра Китая Гарвардского университета Уильяма Керби. Это был проект Вашингтонского университета в городе Сент-Луисе, который назывался «Realms of Freedom in Modern China». Так вот, и наша глава, и все остальные главы в этой книге совершенно однозначно показывают, что ни к какому западному либерализму Китай не готов. Ситуация усугубляется тем, что при потере власти Коммунистической партией Китай может развалиться точно так же, как до него развалился Советский Союз.
Представьте себе, по сути дела, империю, в которую, помимо собственно Китая, Восточного Китая, входят Синьцзян и Тибет, а в том же Синьцзяне усиливаются фундаменталистские движения.