Программа «Вечер с Владимиром Соловьевым»

Программа «Вечер с Владимиром Соловьевым»

Rutube Маргариты Симоньян

В этом месяце исполнится три года с начала полномасштабных боевых действий в Украине. Все это время основным военно-пропагандистским рупором Кремля было российское телевидение, на которое власти тратят огромные деньги. При этом рейтинги политических ток-шоу и новостных программ, резко взлетевшие в 2022 году, вскоре стали снижаться, этот тренд продолжился в 2023 и 2024 году. Показатели некоторых телепередач пропагандистов к настоящему моменту рухнули на 30–60% и вернулись к довоенным значениям.

Это объясняется как усталостью от пропаганды, так и общемировым сокращением телевизионной аудитории из-за обвала доверия к ТВ и роста интереса к интернету. Кроме того, в эфир постепенно возвращается развлекательный, мирный контент, запрос на который достаточно высок. Кино, сериалы и музыкальные телепередачи постепенно вытесняют общественно-политические программы. Дошло до того, что руководство телеканалов вынуждено заменять в сетке вещания пропагандистские передачи, которые вгоняют тоску, на ток-шоу, посвященные историям о личной жизни известных людей. Подробнее об этом — в исследовании Republic.

Методика исследования

В публикации использованы данные исследовательской компании Mediascope (она утверждена Роскомнадзором как единый официальный измеритель аудитории всех ТВ-каналов и рекламных агентств). Republic изучил официальные рейтинги программ на федеральном телевидении России, ⁠которые показывают среднее количество человек, смотревших ⁠передачу, ⁠выраженное в процентах от населения, и их долю (от всей телеаудитории).

Для исследования была взята самая широкая возрастная аудитория, смотрящая телепередачи для взрослых — 18–54 года, живущая в городах с населением свыше 100 тысяч человек, выбраны три основных пропагандистских ток-шоу, выходящие в будни, и четыре воскресных итоговых новостных передачи. Мы сравнили рейтинги этих программ буквально по неделям за 2022, 2023 и 2024 год. Кроме того, в нашем исследовании дается оценка изменений предпочтений телеаудитории, которая стала терять интерес к новостям и социально-политическим передачам.