Берлин, 13 февраля 2025 года, международное жюри на церемонии открытия 75-й Берлинале

Берлин, 13 февраля 2025 года, международное жюри на церемонии открытия 75-й Берлинале

Ronny HARTMANN / AFP/ Scanpix

«Да будет свет», — решили организаторы юбилейного 75-го Берлинского фестиваля и поставили на открытие новую картину Тома Тыквера «Свет». Если погрузиться в мир метафор, то легко представить себе возможный замысел нового директора Берлинале Триши Таттл: вдруг «Свет» Тыквера прольется на весь фестиваль целиком, не оставив темных пятен? Но метафора не сработала.

Том Тыквер — бесспорная не просто звезда немецкого кино, но уже и его легенда. С его именем связывают возрождение немецкого кинематографа, которое после своего золотого века, отмеченного именами Мурнау, Ланга, Вине, — выпускали на международную арену выдающихся режиссеров весьма дозированно. Вендерс, Шлендорф, Херцог, Фассбиндер — каждый из них стал именем с большой буквы, но разбудить немецкий кинематограф не сумел. Этих и еще ряд режиссеров довольно условно объединили под именем «новое немецкое кино», но принцип, по которому это было сделано, — непохожесть на других, — все-таки слишком условен, чтобы можно было говорить о какой-то системной новизне. К тому же здешнее кино развивалось параллельно в двух странах — ГДР и ФРГ, так что единой картины не сложилось. После падения Берлинской стены немецкий кинематограф оживился, и одним из его «оживителей» стал Том Тыквер (или Тиквер, как его часто называют в России, и кто прав — так многие годы и непонятно). Его картина «Беги, Лола, беги!» (1998) стала переломной не только в биографии режиссера, но и во всем немецком кинематографе. Образ стремительной девушки, пытающейся спаси своего парня и проживающей на экране несколько жизней, стал метафорой современной Тыкверу Германии — разной, стремительно рвущейся вперед, но не знающей, что ждет ее впереди.

Затем был «Рай» по сценарию Кшиштофа Кесьльевского — несомненная удача, — «Облачный атлас», «Парфюмер», «Интернешнл». Дважды Тыкверу доверяли открывать Берлинале («Рай» и «Интернешнл»), теперь вот тоже сочли «Свет» удачной находкой для открытия юбилейного кинофорума.

Первое впечатление от фильма: Тыкверу очень хочется много-много чего сказать. Мысли о современном мире переполняют его мозг. И он и жить торопится, и чувствовать спешит, пытаясь на всякий случай сразу и как можно более красочно сказать все, что ему кажется необходимым сказать о сегодняшнем моменте, — мало ли, а вдруг больше не доведется? Получается же вот что.

Берлин, 13 февраля 2025 года. Кинорежиссер Том Тыквер, фильм которого открыл 75-й Берлинский кинофестиваль, отвечает на вопросы журналистов

Marina Takimoto/ZUMA Press Wire/ Scanpix