Иллюстрация: Александр Туров / Midjourney

Ровно 100 лет назад, 21 марта 1925 г. в американском штате Теннесси был принят так называемый «акт Батлера» (Butler Act) — закон, запрещавший преподавателям общественных школ и университетов штата отрицать библейское учение о сотворении человека и преподавать теорию эволюции («происхождения человека от низших животных»).

В июле того же года школьный учитель Джон Скоупс был обвинен в нарушении «акта Батлера», признан виновным и приговорен к штрафу в 100 долларов (так называемый «Обезьяний процесс»). Приговор, впрочем, в конце концов отменили по процессуальным основаниям, однако сам антидарвинистский закон действовал вплоть до 1967 (!) года, когда был признан неконституционным.

Многократно осмеянный «Обезьяний процесс» сегодня по большей части воспринимается как комический эпизод, нелепо анахроничная атака религиозных фундаменталистов на твердыню науки, хотя на самом деле отношения науки и религии, конечно, далеки от тупого взаимного отрицания. Об этом много думал и писал великий американский эволюционист, палеонтолог, историк и популяризатор науки Стивен Джей Гулд (1941–2002). Взаимоотношениям религии и науки (сам Гулд называл их «непересекающимися магистериями») во многом посвящена одна из первых и самых знаменитых книг этого автора — Ever Since Darwin («С тех пор, как Дарвин…»).

Книга представляет собой сборник колонок, которые Гулд писал в 1973–1977 годах для журнала Natural History (уже в конце 1970-х они были собраны под одной обложкой). Сборник сразу же стал (и до сих пор остается) бестселлером, многократно переиздавался (причем каждое новое издание дополнительно актуализируется новой научной редактурой) и по-прежнему представляет собой непревзойденный образец научной публицистики.

Публикуем перевод входящего в книгу эссе под названием «Маленькая грязная планета достопочтенного Томаса Барнета».