Сергей Жуков на съемках сериала «ВИА “Васильки”»

Сергей Жуков на съемках сериала «ВИА “Васильки”»

На платформе Wink стартовал сериал «ВИА "Васильки"» — очередной продюсерский проект Сергея Жукова. Лидер группы «Руки вверх!» уверенно создает музыкальную вселенную на экране, такую же приторную и навязчивую, как и его музыка. На этот раз его музыкально-седативный коктейль замешан на ностальгии по 1970-м и адресован тем, кто плясал под «Восемнадцать мне уже» на дискотеках в 1990-е. О буме музыкальных байопиков, вымышленных и реальных, а также о том, для кого цветут цветы на этом празднике жизни, для Republic написал Денис Бояринов.

Москва, наши дни. Елена (Ирина Розанова) — обеспеченная женщина, скрывающая неизлечимый диагноз — собирает своих наследников: двух взрослых дочерей, находящихся в постоянном конфликте друг с другом и с матерью, а также внука-подростка, не отрывающего взгляда от смартфона. Повод — оглашение последней воли. По условиям завещания Елена готова справедливо разделить состояние между близкими, если они исполнят ее последнее желание: к Новому году вернуть на сцену вокально-инструментальный ансамбль «Васильки» — любимую группу ее юности, гремевшую на весь СССР, но загадочно исчезнувшую около сорока лет назад. Скрипя зубами и проклиная деспотичную мать, стервозные дочери Елены (Анна Котова и Алевтина Тукан) вынуждены оставить свои столичные заботы — любовника-музыканта и инста-коучинг — и отправиться в путешествие по России на поиски бывших участников ансамбля. Параллельно в сериале развивается вторая сюжетная линия — история «Васильков» в советских 1970-х. Зрителю открывается, что Елена была влюблена не только в музыку группы, но и состояла в романтических отношениях с ее фонтанирующим энергией лидером Юрой Васильковым. Постаревшего Юру играет звезда перестроечного кино Дмитрий Харатьян, слегка пересаливая лицом.

Кажется, в современной России снимается так много фильмов и сериалов, похожих на «ВИА "Васильки"» по фактуре и интонации, что впору говорить о появлении отдельного субжанра.

И дело не только в моде на ретромузыку. Из последних громких проектов такого рода — сериалы про «Короля и Шута» и «Комбинацию». И даже про ВИА и брежневскую эпоху уже сняли несколько заметных картин, например, про казахский «Дос-Мукасан» и белорусских «Песняров» («За полчаса до весны»). Но ниша, в которой расцвели «ВИА "Васильки"», куда шире. Сюда попадают любые проекты, эксплуатирующие ностальгию зрителя по (пост)советскому детству и юности, независимо от жанровой маскировки, будь то спортивная драма, криминальный триллер или семейная комедия. От «Движения вверх» до «Слова пацана» — все это по сути один и тот же продукт: оцифрованная в эффектно сатурированную картинку тоска по неуловимому вкусу настоящего пломбира в вафельных стаканчиках или жевательной резинки Love Is.