Дискуссия, развернувшаяся в российских СМИ и блогосфере вокруг итогов визита Путина в КНР, не принесла никаких сюрпризов. Это спор между «советскими патриотами», кричащими: «о, ужас! мы стали сырьевым придатком Китая», и «постсоветскими либералами», восклицающими: «как здорово, что мы стали сырьевым придатком Китая, давайте продолжать в том же духе». Обе точки зрения попросту не имеют никаких пересечений с реальностью. Дело в том, что смысл заключенных соглашений именно и состоит в преодолении крайне примитивного сырьевого характера экономики российских регионов Дальнего Востока и Сибири, способных сейчас предложить на экспорт лишь сырую нефть и лес-кругляк, и вынужденных закупать в Китае довольно элементарные вещи вроде цемента и бумаги. И решается проблема примитивности российской экономики единственно возможным путем – расширением номенклатуры поставляемых на экспорт сырьевых товаров, постепенным движением вверх по стоимостной цепочке – с одной стороны. И развитием инфраструктуры и базовых производств в российских регионах – с другой. Если как следует, внимательно прочитать пресловутую программу межрегионального сотрудничества на 2009 – 2018 г., опубликованную на сайте «Ведомостей», можно обнаружить, что практически в каждом охваченном ею российском регионе строится комплекс по глубокой переработке древесины; с китайской помощью создается целый ряд предприятий по производству строительных материалов, дефицит которых носит весьма острый характер; в Анадыре строится нефтеперерабатывающий комплекс; в городе Усолье-Сибирское строится завод по производству поликристаллического кремния; в Магаданской области возводится завод по производству водородного топлива. Кроме того, в регионе будут строиться новые электростанции, ЛЭП, железные и шоссейные дороги. Ряд проектов касаются развития сельхозпроизводства и пищепрома. Что замечательно, раздел программы, касающийся сотрудничества в сфере трудовых ресурсов, предельно лаконичен – в нем говорится лишь о развитии сотрудничества в рамках уже имеющегося между двумя странами Соглашения о временной трудовой деятельности. Никакой массовой китайской миграции в РФ – не предполагается. Почему китайцы идут на такого рода сотрудничество? Потому что РФ не оставила им иного выхода: позиция российского правительства заключается в расширении доступа китайцев к российским сырьевым ресурсам только в обмен на инвестиции в инфраструктуру и переработку. А гарантированный доступ к российским ресурсам – важная часть стратегии обеспечения экономической безопасности КНР. Реализация хотя бы части достигнутых договоренностей означает серьезное улучшение ситуации по сравнению с реально имеющимся на Дальнем Востоке положением дел – экспортом леса-кругляка, нефти и металлолома, и импортом абсолютно всего – от продовольствия до кирпичей и цемента. Проблема в том, что массовое восприятие подобных договоренностей основывается не на реальном положении дел, а на мифологизированном советском прошлом, абсурдных представлениях о желаемом будущем и всевозможных химерах постсоветского сознания, касающихся отношений между Россией и внешним миром. Все это дает разнообразные и, безусловно, интересные, с точки зрения психологии, эффекты – от причитаний о превращении в сырьевой придаток до призывов отдаться китайцам без остатка и убить себя об стену. Помимо планов развития сопредельных регионов, важнейшим итогом визита стало соглашение «Газпрома» и CNPC о поставках газа. Таким образом, в долгих, изматывающих, и, казалось бы, бесперспективных переговорах по проблемам газового экспорта в КНР, наступил перелом. Китайцы согласились на формулу цены, привязанную к корзине нефтепродуктов, хотя для ее уточнения предстоят новые долгие, изматывающие переговоры, поэтому названный вице-премьером Игорем Сечиным срок их завершения (июнь 2010 г.) не стоит воспринимать слишком серьезно. Тем не менее, выход на новый рынок, судя по всему, будет достигнут без серьезных финансовых потерь с российской стороны. Снижение доли угля в китайской энергогенерации неизбежно, что приведет к растущим закупкам газа. Отчаявшись получить дешевый газ, китайцы теперь готовы за него платить, и это подтверждается заключенным в августе 20-летним соглашением на импорт сжиженного газа из Австралии стоимостью $50 млрд. Забавно, но когда оно было заключено, многие интерпретировали это как утрату КНР интереса к российскому газу. Начало экспорта газа в КНР в объявленных объемах (68 млрд куб. м в год) может в корне изменить отношения России и «Газпрома» с европейскими партнерами. Какие это могут быть изменения, можно представить себе, взглянув на поведение Туркмении в отношениях с самим «Газпромом» в текущем году: в преддверии ввода в строй экспортного газопровода в Китай оно стало гораздо более жестким и напористым. Старый постулат, лежавший в основе отношений России и ЕС, гласил, что ЕС существенно зависит от импорта российских энергоносителей, зато российская экономика полностью зависит от экспорта нефти и газа в Европу. Если планы «Газпрома» и CNPC реализуются, то в 2014 – 2015 гг. Евросоюз теряет статус монопольного покупателя российских ресурсов и начинает конкурировать за них с КНР. В результате, меняется расстановка сил во всем комплексе связей между Россией и Европой, как в экономической, так и в политической сфере. В целом, появление КНР как первого крупного импортера ресурсов, не входящего в орбиту влияния США, уже привело к серьезному укреплению политических позиций сырьевых государств Африки и Латинской Америки в диалоге с Западом – видимо, то же самое произойдет и с РФ. Несет ли происходящее расширение сотрудничества с КНР риски для РФ? Безусловно, да. Как поставщику ресурсов России желательно избегать укрепления китайской монополии на импорт российского сырья на Дальнем Востоке. Китайцы – жесткие переговорщики и нынешний кризис в отношениях между Китаем и Rio Tinto показывает, что Китай во многих случаях вполне готов использовать свою рыночную власть, чтобы выжать из партнера предельные уступки. Но это не повод к отказу от сотрудничества с Китаем. Скорее, это повод приложить максимальные усилия к развитию связей с Японией, Южной Кореей, США и другими потенциальными экономическими партнерами России на Дальнем Востоке.
Становимся ли мы сырьевым придатком
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Почему китайцы идут на лояльное сотрудничество? Потому что РФ не оставила им иного выхода
Оставлять комментарии могут только подписчики.
Если у вас уже есть подписка,
авторизуйтесь.
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Комментариев нет
Загрузка...