С сентября 2022 года каждый понедельник во всех школах и профессиональных колледжах классные руководители обязаны вести со своими классами «Разговоры о важном». Для подготовки к урокам на специальном сайте и в телеграм-канале (более 176 тысяч пользователей) публикуются подробные сценарии уроков и методические материалы, включая планы бесед, групповые игры и видеоролики.

Как относятся к «Разговорам о важном» учителя, ученики и их родители? Чему на самом деле учат их эти «разговоры»? Психолог международной школы Le Sallay Academy Юрий Лапшин задал эти вопросы в телеграм-канале «(Не)занимательная антропология» и получил сотни сообщений из разных регионов России. Вот что там написано.

Дисклеймер: Канал «(Не)занимательная антропология» ведет антрополог Александра Архипова*, выступающая против войны и внесенная в реестр «иноагентов». Большинство ее подписчиков (80 тысяч человек) негативно относятся к боевым действиям в Украине и военной пропаганде в школе.

«Заниматься своими делами»

Самые популярные ответы и родителей, и учителей, и учеников старших классов сводятся к следующему: никакого влияния на учеников эти «разговоры» не оказывают, поскольку дети ничего не слушают, ничего не запоминают, сидят в телефонах и болтают. Учителя, в свою очередь, тоже не стараются и занимаются своими делами.

«Третьеклассник не помнит [что ему было сказано] уже через пять минут. Темы в основном про безопасный интернет, ПДД и т. п. Перед 9 Мая рассказывали что-то тематическое. Детям все, что сказано учителем, примерно как до Луны».

«Учительница молодая и адекватная. Да, включает видео, которые им присылают. Но сама сидит в телефоне, проверяет тетради или работает на ноутбуке. Дети тоже сидят в телефонах, играют в видеоигры. Она им позволяет, никаких замечаний. Дочь вообще не запоминает, что там говорили, и запоминает только что-то очень ей интересное, про природу и животных. Но она считывает отношение учителя и так же относится».

Ситуация «все довольны, каждый занимается своими делами» складывается в результате молчаливого договора между учителем и учениками: вы приходите и тихо сидите, а я не мешаю вам заниматься своими делами.

«Некоторые за три года "Разговоров о важном" успели посмотреть все дорамы».

Также этот «социальный договор» обеспечивается согласием администрации и пассивностью внешних проверяющих органов, а с другой стороны — негативным отношением большинства родителей класса к пропагандистским мероприятиям.

Владимир Путин проводит открытый урок «Разговоров о важном» в Калининграде 1 сентября 2022 года

SPUTNIK/AFP/Gavriil Grigorov/Scanpix

Полезно, когда родители поддерживают друг друга.

«Родители, кстати, прекрасные — на собраниях мы активно обсуждаем, как сделать так, чтобы дети не ходили на "Разговоры о важном". Пишут заявления, не боятся показать свою позицию администрации. И поскольку директор — муниципальный депутат, она боится скандалов ужасно и все заминает, на многое, мне кажется, смотрит сквозь пальцы, потому что понимает, что всех — и детей, и родителей — не заткнут, дает немного выпускать пар».

«У нас "Разговоры" проходят только по бумагам: по планам воспитательной работы и по журналам, фактически их не проводит ни один куратор».

«Меня гораздо больше [чем пропаганда] бесит то, что на это тратится время. Видимо, это возрастное. Или профессиональное».

В школах, ориентированных на высокие образовательные результаты, у родителей есть запрос на более эффективное использование учебных часов.

Час жизни ребенка и педагога

Там, где это позволяет администрация, учителя используют час «Разговоров о важном» для проведения дополнительного урока по своему предмету или подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и прочим Всероссийским проверочным работам. Такой компромисс, как правило, работает в школах, ориентированных на высокие образовательные результаты — там, где родители не хотят, чтобы их дети в обязательном порядке «тупили» час в телефоны, пока учитель проверяет тетрадки.

«Наша администрация максимально ограждает школьников и учителей (нас) от всех одиозных идей министерства. Насколько может, пока их самих не начинают прессовать. Я устроила подготовку к ЕГЭ на "Разговорах"».

«Администрация школы в курсе, что в методичках бывают ошибки и спорные вещи, которые лучше не подсовывать детям, чьи родители могут возмутиться».

«Я учитель и классный руководитель. На „Разговорах» готовимся к ЕГЭ. Дети помалкивают, но по разным признакам понятно, что директор знает. Никаких репрессий со стороны администрации, хотя школа «ватная»».

«Была учителем начальной школы. На "Разговорах" включала первую страницу презентации (для проверяющих), гоняли таблицу умножения, позже — примеры по тренажерам Узоровой. Одним словом — контрольный срез по математике. Очень удобно. Все дети и родители привыкли. С 2022 по 2024 год ни разу не проверили, но требовали ответственно относиться к этим "Разговорам"».

Многие учителя, особенно если на них не слишком давит администрация, позволяют себе и экспериментировать с программой «Разговоров». При творческом подходе они убивают двух зайцев, находя возможность совместить диктуемую методичкой тему с изучением своего предмета. «У нас сегодня "Разговор о важном", а поскольку самое важное — это алгебра, откройте тетрадки, у нас урок алгебры» — так, например, может начать «Разговор» учитель математики. А на «Разговоре» в День отца учитель биологии, к примеру, рассказывал о явлении «филопатрии», свойственном некоторым видам животных, которые отправляются размножаться туда, где родились; учитель истории на «Атомном уроке» рассказывает о методах радиоизотопного анализа для датировки археологических находок.

«Учитель имеет право не опираться на материал из методички и готовить темы самостоятельно. Да, это требует работы, но и толку от этого больше. Можно спросить у детей, что для них важно, и найти тему, которая подходит более-менее. Например, ученикам интересно послушать про декретные и другие выплаты на ребенка. Это замечательно вписалось в тему о Дне матери. О налогах хотят — вот вам какая-то тема об основах государства. И так далее. Так разговоры становятся действительно важными. Или РоВ про патриотизм использовать как дополнительный урок литературы. Почитать и проанализировать стихотворение поэтов русского зарубежья, на которых не хватает учебных часов».

Избегание: а что, так можно было?

Многие родители оформляют ребенку отказ от «Разговоров о важном», который формально является уроком дополнительного образования, или позволяют на этот урок не ходить.

«В средней школе все проще. Я пишу записку, и ребенок приходит ко второму уроку. У нас школа заточена на учебу, они детей так укатывают, что на остальное не остается ни времени, ни сил. Даже "Движение первых" не особо у нас пасется».

Разумеется, для такой тактики нужна внутрисемейная солидарность.

«В седьмом классе сын воспринял "Разговоры о важном" как отличную новость. Первый урок в понедельник — это же можно на час больше спать! Я сказала: "Не ходи, пусть меня вызывают в школу, что-нибудь придумаем". Так он ни разу и не сходил, и никто этого не заметил. В восьмом классе перешел в другую школу, там это общее собрание всех классов. Спросил классного руководителя, можно ли не ходить, тот сказал: "Конечно, никто не заметит". В итоге на "Разговоры" ходят два-три человека из класса для массовки, обсуждают общие вопросы. Мой в этом году тоже ни разу и не сходил».

«Оба ребенка их не посещали ни разу, даже заявление не писала. Просто предупредила учителей, что мои дети на это ходить не будут, лучше поспать лишний час. Пытались заставить писать официально отказ у завуча, но я их игнорировала, и они отставали через месяц-другой».

«Двое детей: пятый и второй класс. Смотрю по темам. В пятом классе сам учитель не проводит 85% этих "уроков", просто пишет: "приходить ко второму уроку", во втором классе проводят. Фильтрую темы сама. На что-то ходит, на что-то нет. Ни разу никто не поругался за пропуски».

В школе важнее всего порядок и дисциплина

imdb.com

«Дочь в восьмом классе. В этом году у них первая смена, поэтому "Разговоры" в 08:00. Классную я предупредила, что ходить не будет, так как у дочери вне школы высокая учебная нагрузка. Отослала к завучу. Завуч, советского пошиба дама, час ездила по мозгам: "Что это ваш ребенок будет спать, когда другие слушают гимн?!" Мы с ней не поладили. Направили меня к директору, очень приятной женщине. Разрешили не ходить, даже без заявления».

«Иногда удавалось наврать что-то типа "у меня понос" и не приходить на этот первый урок (в даты по типу 23 февраля и прочих)».

Все эти варианты предполагают как минимум спокойное отношение администрации школы к тому, что родители, дети, да и учителя избегают военной пропаганды. Однако бывает по-разному. Судя по реакции подписчиков, административный контроль за посещаемостью и содержанием уроков растет: учителей все чаще заставляют придерживаться тематического плана и следовать методичкам. Кроме того, урок «Разговоров» нередко стараются засунуть в середину дня — между другими уроками, так, чтобы не прийти на него было трудно.

«В частной школе (Москва), где я работаю, мы долго не проводили [»Разговоры о важном«], но с этого года до нас дошла "любая проверка". Иногда собирают детей для массовости и отчетности, учителям за допнагрузку доплачивают. Обсуждают что-то нейтральное — была, например, тема про российские железные дороги. В общем, без "СВО". Я так понимаю, кураторов обязали знать программу ну и что-то включать в свои кураторские часы для обсуждения, опять же, нейтральное или тематическое, но не слишком».

Обратим на это внимание: от администрации и учителей московской частной школы не требуют «все и сразу» — для начала хотя бы собирайте детей «для массовости» и проводите «что-то нейтральное для проверки». Ну и классные руководители (здесь «кураторы») обязаны знать программу «и что-то включать» в свою работу. Так «независимые» частные школы постепенно приучаются к участию в рутинной пропагандистской работе.

От учителей в государственных школах требуют большего.

«Учительница не наседает, умоляюще просит, чтобы дети ходили, их за пустой класс наказывают».

«Зависит от администрации. В началке директор корпуса ходил по коридорам и заглядывал в классы. Контролировал темы и посещаемость. Примерно, без подсчета по головам».

«Спустя два года я оказываюсь в другой школе в качестве классного руководителя. Задача от директора конкретная — с сайта Разговоров брать сценарий и отрабатывать от и до. "Разговоры о важном" вносятся в расписание. У каждого класса свой день. Через бдительных родителей директор контролирует, доведена ли методичка с сайта до умов».

«У нас все жутко. Все больше отсебятины патриотичной, от учительниц, каждая во что горазд, дети потом пересказывают. Внушают детям, что они должны воевать, защищать родину, что наша страна лучше других несчастных стран, что в Америке "негров линчуют", а наши выпускники школы героически гибнут под Курском. Недавно втюхивали про ЛГБТ — мол, а если девочка бы пошла в мужской туалет, как там "у них", это же неправильно. Каждый понедельник поднятие флага, белые рубашки, гимн, строй. Пожилые учительницы явно возвращаются в пионерскую молодость. Поначалу было более-менее про доброту и Пушкина, спустя три года — сплошь Путин, Мединский и "наш Донбасс". Все труднее объяснять детям, что это все вранье».

«Сейчас закручивают гайки. Комитет образования требует фото и видео, навязывает темы. Но, опять же, наша лояльная администрация каждую неделю ходит в разные классы, предупреждая заранее, что будут фоткать, и просят обеспечить явку детей. Ну и тему на экране)) и такой урок получается раз в месяц, можно потерпеть».

«Когда была проверка, нас классный руководитель просила какое-то время походить для вида бурной деятельности».

Для школьников, судя по их сообщениям, ситуация «нужно потерпеть» привычная. Они сопротивляются бессмысленным «Разговорам о важном» примерно так же, как любому другому предмету, который им не нравится.

«Скажу как недавний школьник — балду мы пинали на этих уроках. Пару раз нам с торжественным видом пытались что-то втирать про космонавтов и про референдум, но всем было глубоко по барабану. Большую часть времени это был пустой урок типа продленки. Поднятие флага бесило больше. Потому что надо прийти пораньше, еще обязательно поворчат на недостаточно парадную форму, недостаточно торжественное лицо… В общем, очевидно для картинки все это происходит. Все от мала до велика стоят и пытаются не зевать».

«Подростки, безусловно, как-то включены в повестку, но относятся к ней скорее по-детски, не серьезно. Шуткуют. На буквы Z и V реакция примерно как на слово "многочлен"».

«Слышала краем уха, как дети из класса дочери называли предмет "разговажном" (не склоняется). Дочь еще, ухахатываясь, рассказывала, что у учительницы свернут в рулон над доской портрет Путина и, когда она ведет "разговажном", он свернут, но если она слышит, что к кабинету кто-то подходит, типа, возможно, завуч, она быстро дергает за веревочку, и портрет Путина разворачивается. Она тут же меняет тему и начинает говорить что-нибудь кваснопатриотическое. Вот такая тетка».

Родителей и учителей угнетает, что главное, чему учатся в такой ситуации дети, — двоемыслие и цинизм.

Владимир Путин на встрече с участниками молодежного «Движения первых»

Kremlin.ru

«Дочь 12 лет, конечно, в пропаганду не верит. Но безумно жаль, что она вот так с детства настроена против большинства. Учительница "ватница" 100%, поэтому иногда ходит, чтобы не конфликтовать… грусть-тоска. Не то чтобы требует, но спрашивает, почему не была. А что ей, врать каждый раз и сочинять? Нет, конечно».

«Хуже со старшим сыном, который в педагогическом колледже. Вот уж где собрались "ватницы" всех толков. Сын, конечно, старается лавировать, но "мероприятий" так много, и знамя все время нужно куда-то переносить с места на место».

«Мой ребенок был сформирован еще до этих "Разговоров", поэтому все понимает. Единственное, что приходится учить их быть лицемерами ради собственной безопасности. Был у них в классе один мальчик-зэтник, мог и настучать, поэтому да, учила ребенка не болтать лишнего».

«Мой ребенок учится во втором классе. Школа у нас очень-очень прытко участвует в "свошном движе". Случайно смотрю в монитор, там проскакивает ТАСС, и мой ребенок говорит: "А я знаю это". И начинает перечислять всякие помоечные СМИ. Я в шоке, потому что телевизора у нас просто нет, есть только один комп дома, который всегда занят моей работой. У ребенка телефона нет, пользоваться никакими девайсами не умеет. Спрашиваю: "А ты откуда это все знаешь???" Оказывается, их на этих "очень важных разговорах" грузят и перечисляют СМИ, в которых можно брать информацию. Только в них, все остальные — это происки предателей и Госдепа. Ну я ему сказала: "Переживи это просто, не слушай, что тебе не надо, скоро мы уедем. Главное — никому ничего не говори, сиди молчи, делай все, что требуют зомби". И он молчит и просто терпит. Но очень страшно».

«Как учитель могу сказать — стало больше уклона в политику (упоминания сами знаете чего) и восхваления РФ. И налоговая система у нас самая лучшая, и медицина. Сын в девятом классе относится скептически, а вот сын, который учится в третьем классе, во все это верит. Что сильно пугает. В его классе сделали хитро: урок в середине дня поставили, и не пропустить».

А что, если у ребенка это любимый урок?

Самое лояльное отношение к «Разговорам о важном», судя по всему, в младшей школе. Причина в том, что на этих уроках каждый раз новая тема: интересно рассказывают про космос и природу, много интерактива, и нет домашних заданий.

«К моему ужасу, мой ребенок любит эти "Разговоры о важном", как я понимаю, за то, что там что-то "на общие темы", а не правила про безударные гласные или сложение столбиком. Но что именно там рассказывают, не могу понять, он толком не объясняет. Было смешно, когда из урока про достижения нашей страны он запомнил и воспроизвел единственный факт — что в РФ есть самый глубокий в мире карьер».

«Ребенку девять лет, третий класс. В начале "Разговоры о важном" сыну нравились, особенно на естественно-научные темы. Сейчас называет "разговорами о жизненно важной фигне" (оцените название). Но все равно каждый понедельник интересуется, о чем будет сегодня. Когда разговоры про политику и войну, говорит, что надоело, поскольку все одно и то же. Однако пропускать эти уроки отказывается, слишком послушный».

«У младшего ребенка картина совершенно другая. В первом-втором классе дети этот урок обожают, часто называют самым любимым. Слушают и обсуждают с интересом. Влияет очень сильно. Темы там разные: ПДД, экология, Великая Отечественная война. Тема "СВО" отдельно не обсуждалась, но она плавно вливается в тему ВОВ. Там ветераны — и тут ветераны, там герои — и тут герои, только с тех времен по городу стоят образцы военной техники на постаментах, а тут могут папы с сослуживцами прийти, дрон показать — гораздо интереснее».

Родители озадачены. Что противопоставить авторитету учителя и давлению коллектива? С одной стороны, хочется переубедить («перепрошить», как пишет ниже один из родителей) ребенка, с другой — ему же завтра в ту же школу идти, а там опять авторитет учителя, сообщество одноклассников. Да и для семьи высказывания ребенка о политике могут быть небезопасными.

«Пару раз младшая дочь (третий класс) пришла рассказывать про Крым и фашистов, но мы с ней несколько вопросов задали колонке "Алиса" вместе про историю Крыма, достигли консенсуса. "Алиса" воспринимается как энциклопедия, только ходить в библиотеку не нужно».

«Младший — первый класс, вот там беда. Еще все принимает за чистую монету. И передо мной дилемма — как маленькому ребенку объяснить, что такой значимый и авторитетный человек, как первая учительница, может говорить неправду. Пока я в растерянности, надеюсь, когда подрастет — смогу объяснить. Но мне так противно, что мои дети опять, как и мы в советские времена, растут в атмосфере лжи и сами учатся врать и приспосабливаться».

«Младшей десять лет. Не знаю, что именно здесь влияет — "Разговоры о важном" или вообще отношения одноклассников и учителей. Но она говорит: "Украинцы враги, они хотят нас убить". Когда я сказал, что это Россия напала на Украину, для нее это стало открытием. Я стараюсь ее сильно не накручивать. Во-первых, возраст, во-вторых, вдруг скажет что-то лишнее? Будут проблемы».

«Моя третьеклашка ходит, но мы с ней регулярно "переразговариваем" эти "Разговоры" дома, без формализма. Некоторые темы она в школе пропускает мимо ушей, но некоторые ее волнуют, разбираемся подробно. Например, ее очень заинтересовали выборы, теперь каждый раз ходит со мной».

«Мой школу окончил, но разговоры "о вЛажном" застал. В его школе не жестили, но на всякий случай дома я его немного "перепрошивал". Не для того, чтобы он стал таким же сторонником прекрасной России будущего, как я, но хотя бы чтобы имел здоровый скептицизм по отношению к официозу. Ну и предупреждал, что на людях такое говорить опасно».

Все равно — индоктринация

За три года «‎Разговоры о важном» вместе с сопутствующими им «‎патриотическими» практиками поднятия флага и слушания гимна окрепли, превратившись в одну из важных идеологических скреп. «‎Разговоры о важном» не только сообщают детям и взрослым, как правильно думать о происходящем в России и мире, во что верить и чем восхищаться. Их воздействие гораздо шире.

Эти уроки приучают всех их участников — и учеников с их родителями, и учителей с их руководством — к постоянному участию в «‎спектакле подчинения» (термин антрополога Джеймса Скотта). Даже если участники «‎разговора» подмигивают друг другу, показывая, как им безразлично происходящее, как они ни во что не верят, и называют их «‎разговорами о вЛажном». Даже если уклоняются, сообщая, что «‎застряли в пробке по дороге в школу» или «‎одолел понос» — они вынуждены признавать важность происходящего. Одни вынуждены регулярно ходить и слушать, а другие — читать и озвучивать или хотя бы «‎включать ролики».

Происходит постепенная индоктринация — не только малышей, которым нравятся разговоры о березках и космонавтах и игровая форма подачи, но и всех, кто так или иначе включает «‎Разговоры» в рутину своей жизни. Адаптация происходит не к содержанию, а к форме.

Как выразился один школьник, «‎в этом и прикол пропаганды, когда все, что происходит, становится настолько привычным, что, даже когда люди против, это начинает ощущаться как поход в магазин».

Автор выражает благодарность автору канала «(Не)занимательная антропология» Александре Архиповой.

Вы прочитали материал, с которого редакция сняла пейволл. Чтобы читать материалы Republic — оформите подписку.

* Минюст считает «иноагентом»