Пять лет назад был отравлен Алексей Навальный — 20 августа ему стало плохо в перелете Томск-Москва, самолет экстренно посадили в Омске, врачи бригады скорой помощи оперативно распознали отравление БХВ и вкололи пациенту атропин — по всей вероятности, скорость, с которой произошли эти события, и спасла политику жизнь. Потом Навального долго не разрешали, но все-таки разрешили транспортировать в Германию, где врачи «Шарите» поставили ему окончательный диагноз, 7 сентября вывели его из искусственной комы, а в декабре 2020-го вышло сразу два фильма Алексея Навального. В одном он рассказывает о том, кто пытался его убить, а в другом — разговаривает с одним из тех, кто был причастен к отравлению. О кинематографической ценности фильмов Алексея Навального в рубрике «Воскресная проповедь» рассуждает Константин Шавловский.
Много лет являясь членом экспертного совета Премии киноведов и кинокритиков России «Белый слон», я, как и прочие эксперты, раз в год голосую в номинациях, которые у всех кинопремий плюс-минус одинаковые: лучший фильм, лучший режиссер, лучший оператор и тп. У «Белого слона» есть еще специальная номинация «Событие года» — и в 2020 году она была присуждена «новаторским фильмам-расследованиям Алексея Навального». По иронии судьбы Навальный разделил эту премию с «Дау» Ильей Хржановского* — его серию новаторских фильмов-реконструкций критики тоже признали «Событием года».
В 2025-м очевидно, что именно фильмы Навального и Хржановского описали Россию накануне большой войны точнее, чем все прочие номинанты. Реконструкция и расследование — два жанра, которые напрямую сообщаются с нашей реальностью, словно бы подпитывая друг друга.
Но в тот год решение присудить премию Навальному вызвало большой скандал, Андрей Кончаловский, чей фильм «Дорогие товарищи» о расстреле рабочих в Новочеркасске получил шесть номинаций «Белого слона», и вовсе отказался от участия в премии из-за неудобного соседства.
«Это как если бы передовая статья в газете "Комсомольская правда" получила премию по литературе», — заявил Кончаловский.
Редкий случай, когда Андрей Сергеевич публично полностью разделил позицию своего младшего брата:
«Мне как-то неловко считать себя режиссером, если режиссер Навальный, — говорил "Собеседнику" Никита Михалков. — Если вы даете приз за политику, ну, дорогие мои, вы так и говорите. А когда вы хотите дать программе Навального приз как кинематографическому произведению, то вы ни хрена не кинокритики, вот и все».
В итоге учредитель «Белого слона» — Гильдия киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов — отказалась от дальнейшего участия в судьбе премии, оставив ее на попечение буйных экспертов (то есть нас).