Константин Меладзе и золотой состав группы «ВИА Гра»: Вера Брежнева, Надежда Грановская и Анна Седокова

Константин Меладзе и золотой состав группы «ВИА Гра»: Вера Брежнева, Надежда Грановская и Анна Седокова

3 сентября плюс поп-музыка — кажется, что у этого уравнения может быть только один ответ. Но 25 лет назад в этот день родился один из самых беззаконных, хулиганских и по-настоящему народных проектов — украинская русскоязычная группа «ВИА Гра». Ее песни продолжают объединять миллионы постсоветских людей. Что в них такого, что мы упорно включаем их на ютуб-вечеринках в любой точке мира, где бы ни оказались, — пытается понять музыкант и продюсер Василий Зоркий.

3 сентября 2000 года на украинском телеканале «Биз-ТВ», принадлежавшем тогда бизнесмену Дмитрию Костюку, прошла премьера видео его нового продюсерского проекта — группы, ставшей главным поп-продуктом постсоветского пространства на многие годы вперед, значение, влияние и масштаб которого признают даже те, кто максимально далек от любой популярной музыки. Группы «ВИА Гра».

Попытка номер пять: гимн женской независимости

Проект, который изначально мог бы называться «Серебро», Костюк задумал под впечатлением от успехов Spice Girls и «Блестящих». Название «ВИА Гра» — во всех смыслах говорящее. Костюк соединил в нем две, казалось, малосовместимые вещи — нарастающую ностальгию по СССР, которую вместила аббревиатура ВИА, и секс, с которым у всех ассоциировалось название одноименного препарата для повышения потенции.

На уровне нейминга «ВИА Гра» победительно утверждала, что в (бывшем) СССР секс есть.

В качестве музыкального продюсера Костюк пригласил в проект Константина Меладзе, который и обеспечил ему яркий и мощный старт, а со временем и вовсе превратился в единоличного продюсера группы.

«ВИА Гра» стала первым ярким сексуализированным женским музыкальным ансамблем в СНГ. Главной на тот момент женской группе «Блестящие» с их психоделическим видео на песню «Там, только там» или группе «Лицей», переснимающей клипы Aerosmith с Алисией Сильверстоун, до настоящей открытой сексуальности было очень далеко. «ВИА Гра» же буквально ей козыряла. Но дело было, конечно, не только в сексуализации и откровенных нарядах.

«ВИА Гра» с самого начала была продюсерским проектом. Например, на момент выпуска их первого клипа «Попытка номер пять» группа едва не развалилась. Из трех солисток осталась только одна, а сам проект продюсеры решили заморозить, перепридумать и перезапустить. При этом клип имел бешеный успех — он произвел настоящий фурор и революцию в головах зрителей.

https://www.youtube.com/watch?v=0fmOMnjHGuA

Раньше женщине на поп-сцене, как правило, было доступно что-то одно — либо право на свой голос и мнение при отсутствии ярко выраженной сексуальности (Пугачева, Милявская, Долина — далее везде), либо сексуальность, но тогда она оказывалась приложением к мужчине (она страдает по Нему, любит Его, живет с Ним). Я, во всяком случае, не помню, чтобы независимость и сексуальность до «ВИА Гра» манифестировались одновременно и при том так открыто.

Конечно, нельзя сказать, что в «Попытке номер пять» сексуальность артисток воспринималась как нечто, совсем не связанное с мужчинами, но для своего времени песня была прорывной, поскольку сообщала:

  1. Женщина может выбирать себе мужчину.
  2. У нее было больше одного мужчины.
  3. Это не делает ее проституткой.
  4. Женщина может устать от мужчины, который все время косячит.
  5. Женщина может не хотеть терять независимость.

За образ совершенно новой героини «ВИА Гра» можно было простить очень многое. Поэтому даже те, кого при другом раскладе выворачивало бы уже от вульгарности названия, признавали за этим украинским русскоязычным проектом важность и новизну.