Венецианский фестиваль подвел итоги. «Золотой Лев» — у 72-летнего Джима Джармуша за фильм «Отец, мать, сестра, брат». Но главной интригой конкурса, о которой критики писали еще до начала смотра, стало мучительное ожидание награждения фильма «Голос Хинд Ранджаб», основанного на реальной истории смерти ребенка из Газы. У «Голоса» — Гран-При, второй по значимости приз. Учитывая, что церемонию задержали на 15 минут, а бразильская актриса и член жюри Фернанда Торрес написала накануне в своем инстаграме* «пока, Венеция» — жюри под председательством Александра Пейна вынесло решение не единогласно. Пока искусство родом из 2003-го победило политику 2025-го (впрочем, «Голос» еще может взять реванш на «Оскаре»), но Зинаида Пронченко считает, что само наличие в конкурсе таких фильмов, как «Голос» и неизбежное их награждение делает заложниками всех нас.

У членов жюри 82 Венецианского кинофестиваля с самого начала было ничтожно мало вариантов не вляпаться в скандал. В тот момент, когда президент Мостры Альберто Барбера объявил, что в основном конкурсе покажут тунисскую картину «Голос Хинд Ранджаб» режиссерки Каутер Бен Ханья, стало понятно, что команда фильма о гибели пятилетней палестинской девочки, пытавшейся бежать с семьей из Газы, но попавшей под обстрел израильской армии, без призов из Серениссимы не уплывет.

«Голос Хинд Ранджаб» основан на реальной истории, случившейся в январе 2024 года, подробно описанной мировыми сми. Пробыв несколько часов на связи со спасателями из «Красного полумесяца» Хинд Раджаб погибла. Собственно, показывает Бен Ханья только спасателей, обезумевших от ужаса и бессилия, их играют профессиональные актеры, но в фильме звучит аутентичная запись телефонного разговора. Зритель слышит голос умирающего ребенка, таким образом превращаясь в вуайериста и праведника, ведь он как будто подсматривает за смертью в прямом эфире и в то же время его переполняют благороднейшие чувства.

Спасти девочку уже нельзя, зато можно себя помиловать, переквалифицировавшись, наконец, из глотателя газетных сплетен, в истинного гуманиста.

Виртуозная и глубоко порочная манипуляция, против которой не было и нет приема — прежде всего у возглавлявшего жюри Александра Пейна. Какое бы решение он не принял, это решение было бы несвободным, родившимся в голове у заложника.

Кадр из фильма «Голос Хинд Ранджаб», реж. Каутер Бен Ханья

Я давно езжу на международные фестивали, а уж кино смотрю, кажется, целую жизнь. К счастью, большая часть этой жизни выпала на относительно благополучные времена. Последние несколько лет, как и многие люди моего поколения и происхождения, я попала в ловушку, оказавшись между двух войн, которые только очень ленивый пропагандист не успел сравнить, провести коварные параллели.