Анатолий Кони — самый известный судья в истории России, чье имя знакомо даже тем, кто никогда не интересовался юриспруденцией. В учебниках истории он останется прежде всего как председатель на процессе Веры Засулич — революционерки, стрелявшей в градоначальника Петербурга. Почему юриста, который осмелился возражать императору, не уволили, а большевики не расстреляли бывшего чиновника при царском дворе? О том, кем был Анатолий Кони и почему при российской власти он едва ли смог бы стать звездой, рассказывает Василий Легейдо.
Триумф принципиальности
Утром 5 февраля 1878 года 28-летняя Вера Засулич пришла на прием к градоначальнику Санкт-Петербурга Федору Трепову с твердым намерением отомстить влиятельному чиновнику за недавний приказ — в обход закона о запрете телесных наказаний высечь розгами народника Александра Боголюбова, который отказался снимать перед ним шапку. Когда Трепов в окружении свиты помощников вышел в приемную к просителям и начал, не вчитываясь, подписывать документы, Засулич выхватила револьвер и со второй попытки (после осечки) ранила градоначальника в левый бок. На девушку набросились и скрутили, едва не растерзав прямо на месте.
Дело во всех подробностях освещалось в газетах, где Засулич называли не иначе как террористкой. Ажиотажа добавляло то, что девушка к тому времени уже неоднократно оказывалась под арестом, бывала в заключении и ссылке за участие в революционном кружке «Народная расправа». Но многие петербуржцы все равно симпатизировали Засулич: Трепова недолюбливали за частые превышения полномочий и попустительское отношение к правам фигурантов политических дел.
Процесс против Засулич начался 31 марта 1878-го.