Владимир Путин жестами показывает деньги во время инвестиционного форума в Москве
Photo by NATALIA KOLESNIKOVA / AFP
Коррупция давно перестала восприниматься на государственном уровне в качестве проблемы. Наоборот, российские власти сделали ее верной союзницей. Как известно, бюджет сам себя не освоит, поэтому на тернистом бюрократическом пути систему нужно всячески мотивировать. И коррупция показала себя в этом наиболее эффективным инструментом.
Борьба с коррупцией в России давно стала разновидностью корпоративных разборок. Одних публично наказывают, других награждают, но зрителю все это продают как очередное сражение со злом — хотя больше похоже на демонстрацию ужастика в терапевтических целях. Сейчас воров госбюджета наказывают показательно, выворачивая наизнанку их шикарные особняки и показывая общественности тонны спрятанной в них иностранной наличности. Но из сюжетов по поимке казнокрадов вместо страшилки получается реклама государственной службы: люди бессознательно запоминают, что ни одна другая должность не сулит человеку подобных финансовых перспектив.
Как это было, например, в 2016 году с полковником и экс-замначальником управления «Т» антикоррупционного главка МВД Дмитрием Захарченко, у которого в квартире обнаружили полторы тонны наличности в долларах и евро, эквивалентной 9 млрд рублей.