Глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина — одна из самых удивительных российских знаменитостей. Ее основная деятельность — доносы, ее жертвы — популярные рэперы и блогеры, она прямо угрожает подросткам уголовными делами за неудобные вопросы. И при этом Мизулина — настоящая поп-звезда с армией молодых поклонников, раскрученными соцсетями и личной жизнью, за которой следят миллионы россиян. Редактор Republic-Weekly Константин Шавловский разбирается, как все это может сочетаться в одном человеке.
Я не окончил Литературный институт (бросил), но у меня есть друзья, которые окончили, и многие значительно позже меня — когда в кресле ректора вместо консервативного писателя Сергея Есина оказался консервативный писатель Алексей Варламов. Впрочем, на фоне нынешних профессиональных консерваторов оба они те еще либералы. И вот, по словам одной моей подруги, Варламов пару лет назад на вручении дипломов произнес такую речь (цитирую в пересказе):
«Вы можете писать очень хорошие или очень плохие книги, но я вас прошу только об одном: не пишите доносы».
В 2023 году это уже звучало как фронда, поскольку доносительство в России стало поощряться на высшем уровне. В медийном пространстве появились серийные, или профессиональные, доносчики. И даже одна доносчица-суперзвезда.
Екатерина Мизулина — поп-фигура в общественно-политической жизни страны. У нее берет интервью Ирина Шихман*, стоимость ее нарядов расследует ФБК**, у ее телеграм-канала почти миллион подписчиков. Она героиня светской хроники и официальная возлюбленная главной эстрадной звезды России эпохи «СВО». Неизвестно, есть ли в этом союзе чувства, но политтехнологический расчет присутствует точно: с помощью таких романов продюсеры часто раскручивают поп-звезд. А может быть, и звезд политических. Не зря же Шаман на день рождения подарил ей партию «Мы».