Мужчина проезжает на велосипеде мимо беспилотного летательного аппарата «Шахед 136» («Герань-2»), выставленного у здания Министерства иностранных дел Украины

Мужчина проезжает на велосипеде мимо беспилотного летательного аппарата «Шахед 136» («Герань-2»), выставленного у здания Министерства иностранных дел Украины

Photo by SERGEI SUPINSKY / AFP

Российские летательные аппараты в этом сезоне довольно часто появляются в небе над странами НАТО. Сперва несколько БПЛА залетели в Польшу, затем в Румынию. В сентябре в воздушное пространство Польши ворвались уже два десятка беспилотников. Ликвидировать удалось всего несколько из них. Авиаэксперт Вадим Лукашевич полагает, что дроны изменили войну так же радикально, как пулемет изменил Первую мировую. В интервью Republic он рассказал, почему беспилотники сделали классическую авиацию и танковые прорывы невозможными, зачем Москва нервирует ПВО Восточной Европы и что ждет НАТО в ближайшие годы.

Вадим Павлович, вы человек, который лично разрабатывал летающие военные машины. Поправьте меня, но вы же работали в ОКБ Павла Сухого в отделе «Боевая живучесть»?

— Да, я работал в КБ Сухого. Сначала на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Занимался каркасом, то есть планером самолета, металлическим скелетом. А последние годы работал уже в Москве, в бригаде 14, она занималась «боевой живучестью». Решали задачи по защите самолета. Соответственно, изучал и знал, как работают все средства поражения (стрелковые, пушечные и различные типы ракетных боеголовок) и что нужно сделать с самолетом, чтобы он, будучи пораженным в боевых условиях, либо смог выполнить целевую задачу, либо просто спас летчика.

Вадим Лукашевич

Если бы вам тогда сказали, что спустя 30 лет все армии мира окажутся неспособными нейтрализовать боевые системы в виде дронов, которые по сравнению с классическим оружием дешевле во много раз, вы бы наверное не поверили вообще?

— Дело в том, что каждые несколько десятилетий происходит некий качественный скачок. Появление дронов просто полностью изменило характер войны. Это же не только авиации касается.