Контуры работы Бэнкси, удаленной со здания Королевского суда в Лондоне, 15 сентября 2025
Photo by CARLOS JASSO / AFP
Люди не могут спокойно смотреть на чужие страдания, поэтому стремятся объяснить насилие тем, что жертва сама виновата. Как «гипотеза справедливого мира» помогает оправдывать войны и репрессии, рассказывает Максим Трудолюбов*.
Мир всегда был несправедлив. И чем дальше мы заглядываем в прошлое, тем более очевидной становится эта несправедливость: в прошлом люди были гораздо хуже защищены от болезней, природных катастроф, жестокости и произвола власти. Тем не менее именно сегодня у многих возникает ощущение, что мир особенно жесток и несправедлив, что несправедливости становится все больше.
Политики называют наше время «эпохой безнаказанности». Журналисты публикуют расследования и взывают к государству и обществу, доказывая, что преступления и злоупотребления не должны оставаться без ответа. Они показывают: безнаказанность разрушает доверие, деморализует жертв и поощряет новых нарушителей.
Об этом же свидетельствует, например, «Атлас безнаказанности», выпускаемый Фондом Кофи Аннана (Аннан был генеральным секретарем ООН в 1997–2006 годах). В этом документе собираются случаи злоупотребления властью, массовых нарушений прав человека, преследований журналистов и активистов. «Атлас» фиксирует, где государственные институты оказываются не способны — или не желают — наказывать виновных и где насилие и произвол остаются без последствий.
Мир не становится более несправедливым.
Он остается в этом отношении таким, каким был всегда, но благодаря журналистам, активистам и — иногда — политикам мы знаем о несправедливости гораздо больше. Мы ее лучше видим. И внутренне стремимся к тому, чтобы осознанное причинение боли, вреда людям и окружающему миру было наказано.
Мы продолжаем стремиться к этому, даже если факты и статистика говорят о безнаказанности зла. Психологи давно обратили внимание на эту особенность человеческого восприятия. В 1960-е годы американский социальный психолог Мелвин Лернер начал изучать, как люди объясняют себе несправедливость.