Виктор Шендерович на съемках программы «Куклы»

Виктор Шендерович на съемках программы «Куклы»

Фото: Олег Никишин

Каково это было, пережить захват одного из самых влиятельных телеканалов России — и что этот опыт говорит о состоянии свободы слова в США сегодня? Американский журналист Джошуа Яффа сравнивает атаку Трампа на СМИ с разгромом НТВ в 2001 году. Для этого он поговорил со свидетелями тех событий — Виктором Шендеровичем, Сергеем Пархоменко и Евгением Киселевым (Минюст считает «иноагентами»). Статья вышла в журнале The New Yorker, публикуем ее перевод.

В 2000 году НТВ, российский телеканал, известный своей независимой и разоблачительной журналистикой, был одним из самых популярных в стране. В вечерних новостях рассказывали о зверствах, совершенных российскими войсками в Чечне, и о коррупционных схемах, в которых фигурировали высокопоставленные чиновники Кремля. Журналисты НТВ расследовали вероятность того, что ФСБ, правопреемница КГБ, стояла за серией загадочных взрывов жилых домов, которые помогли укрепить власть Путина.

Владимир Гусинский, владелец НТВ и олигарх, начавший свой бизнес с создания одного из первых в стране коммерческих кооперативов, подвергался всевозможным угрозам и атакам со стороны государства, которые в большинстве случаев маскировались под споры о корпоративных долгах.

В мае того же года, через несколько дней после инаугурации Владимира Путина на первый президентский срок, высокопоставленный кремлевский чиновник передал руководству НТВ список требований. Чтобы выжить, телеканал должен был прекратить расследования коррупции в окружении Путина, отказаться от прямого освещения войны в Чечне и согласовывать свою редакционную политику с Кремлем.

Отдельный пункт касался одной из самых популярных передач НТВ — «Куклы», сатирического шоу с кукольными карикатурами на представителей политической и деловой элиты страны. В одном из выпусков, вышедшем несколькими месяцами ранее, кукольный Путин предстал в образе Крошки Цахеса — персонажа сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана, аллегорической сатиры на то, как легко люди поддаются обману обаяния. Путин был изображен безобразным троллем, который благодаря магии — заклинанию кукольного Бориса Березовского, олигарха, сыгравшего ключевую роль в его восхождении к президентству, — становится красивым и добродетельным, объектом всеобщего восхищения и почтения.