Алексей Арестович и Ксения Собчак

Алексей Арестович и Ксения Собчак

На ютуб-канале Ксении Собчак вышло интервью с Алексеем Арестовичем, футурологом и бывшим советником офиса президента Украины. Колумнист Republic Дмитрий Быков*, всегда с теплотой отзывавшийся о герое шоу, объясняет, чем переобувание в воздухе лучше ползания на коленях.

Смотреть интервью Арестовича Ксении Собчак довольно мучительно, как мучительно было бы, наверное, смотреть интервью Луи Фердинанда Селина, приехавшего в Россию в 1936 году, с Юрием Олешей, который восхищался его прозой и обвинял его в крайнем цинизме. Вот это был бы разговор, и цели у собеседников были бы такие же, как сейчас: у Селина — как можно ярче блеснуть своим безобразием, отвратительными мнениями, антисемитизмом (как сегодня Арестович бравирует путинизмом), а у Олеши — в очередной раз засвидетельствовать свою лояльность и купить себе еще немного жизни. Олеша бы над Селином всячески иронизировал, и все равно было бы видно, что этот разговор ведется им с позиций рабских, зависимых. Селин бы решал свои задачи, и все равно было бы видно, что он классный писатель и при этом совершенно раздавленный человек.

Оба доносили бы до читателя ту же мысль, которую еще наглядней доносят их сочинения: в наше время быть человеком нельзя, достойной позиции нет, ты не одинок, читатель.

Вообще повторяется все, в том числе эпоха, не предполагающая нормальной ниши: ни достоинства, ни человечности. Даже мертвые не защищены от посмертной хулы. Смотришь на Арестовича и Собчак и видишь двух уже отнюдь не молодых людей (ему 50, ей скоро 45), которым многое было дано уже на старте, и оба распорядились собой не лучшим образом. Оба вызывают у большинства соотечественников вполне заслуженную брезгливость, да и количество просмотров не сказать чтобы зашкаливало. Собчак раздражает сама по себе, и раздражала всегда, таковы уж ее манеры и аура. Арестович особенно бесит тем, что еще недавно к нему хорошо относились, ловили каждое слово его утешений и даже подсаживались на его эфиры с Фейгиным*.

Фото: скриншот видео / ютуб

Так что в отношении украинских зрителей к нему присутствует немалая доля отвращения к себе — эмоции, которую он действительно надеялся в них разбудить, но совершенно по другому поводу. Тут возникает, правда, главный вопрос: а к зрителям этим, которые так решительно осуждают обоих собеседников, кто-нибудь, включая домашних, относится без отвращения? «Квентин, почему вы не сняли ничего лучше Pulp Fiction?» — «А кто-нибудь снял?» (я-то, положим, считаю, что снял, но анекдот прекрасен сам по себе).

А что, кто-нибудь хорошо распорядился своей жизнью?

Разве в нынешние времена возможна вообще позиция живого героя? Тут даже мертвому неловко — зачем умер, мог бы остаться за границей и там бороться. А если бы остался за границей — говорили бы: зачем ты жив?! Эпоха такая: ниши героя и образца она не предполагает. Предполагает нишу публичной личности, раздражающей всех: ниша ломается, род человеческий расслаивается.