Илья Осколков-Ценципер — журналист, дизайнер, основатель и первый главный редактор журнала «‎Афиша» — возможно, важнейшего медиа 2000-х. Про ту «‎Афишу» говорят, что она воспитала поколение хипстеров, научила россиян потреблять со стилем и сформировала то общество, которое в 2011-м вышло на Болотную площадь. Редактор Republic-Weekly Константин Шавловский попросил Осколкова-Ценципера оглянуться на российские нулевые и вынести этой эпохе приговор.

«‎Создать социальный класс с помощью журнала невозможно»

— Когда для вас начались и закончились нулевые?

— Наверное, они начались для меня в 1999 году — просто потому, что мы начали делать «‎Афишу», мне кто-то стал платить зарплату и я из состояния умеренной нищеты перешел в состояние, когда у меня в этом месяце ну точно хватит на еду.

— То есть пресловутая стабильность началась?

— Не совсем. Тогда она не выходила за пределы ближайших шести недель. Когда все началось, мы с моим партнером Эндрю Полсоном были уверены, что нас очень скоро разоблачат, прогонят и этим наше самозванство закончится. То, что из «‎Афиши» получился какой-то бизнес, больше всего изумило именно нас.

— А когда нулевые закончились?

— Когда я перестал заниматься «‎Афишей» в августе 2009-го. Для меня нулевые — это время, когда я делал «‎Афишу» и жил в основном в Москве.

Основатели «Афиши»: Антон Кудряшов, Илья Осколков-Ценципер и Энрю Полсон

— Когда с вами говорят про историю «‎Афиши», все время звучит слово «‎цайтгайст», да вы сами об этом говорите — о том, что — цитата — «‎пару раз "‎Афиша" ловила звенящую точность времени». А что было в этом воздухе времени, из чего он состоял?