Илья Осколков-Ценципер — журналист, дизайнер, основатель и первый главный редактор журнала «Афиша» — возможно, важнейшего медиа 2000-х. Про ту «Афишу» говорят, что она воспитала поколение хипстеров, научила россиян потреблять со стилем и сформировала то общество, которое в 2011-м вышло на Болотную площадь. Редактор Republic-Weekly Константин Шавловский попросил Осколкова-Ценципера оглянуться на российские нулевые и вынести этой эпохе приговор.
«Создать социальный класс с помощью журнала невозможно»
— Когда для вас начались и закончились нулевые?
— Наверное, они начались для меня в 1999 году — просто потому, что мы начали делать «Афишу», мне кто-то стал платить зарплату и я из состояния умеренной нищеты перешел в состояние, когда у меня в этом месяце ну точно хватит на еду.
— То есть пресловутая стабильность началась?
— Не совсем. Тогда она не выходила за пределы ближайших шести недель. Когда все началось, мы с моим партнером Эндрю Полсоном были уверены, что нас очень скоро разоблачат, прогонят и этим наше самозванство закончится. То, что из «Афиши» получился какой-то бизнес, больше всего изумило именно нас.
— А когда нулевые закончились?
— Когда я перестал заниматься «Афишей» в августе 2009-го. Для меня нулевые — это время, когда я делал «Афишу» и жил в основном в Москве.

Основатели «Афиши»: Антон Кудряшов, Илья Осколков-Ценципер и Энрю Полсон
— Когда с вами говорят про историю «Афиши», все время звучит слово «цайтгайст», да вы сами об этом говорите — о том, что — цитата — «пару раз "Афиша" ловила звенящую точность времени». А что было в этом воздухе времени, из чего он состоял?