В 1967 году британский отставной майор и убежденный пират Пэдди Рой Бейтс основал на юго-востоке Британских островов виртуальное государство Силенд. За почти 60 лет существования оно пережило трехдневную оккупацию, пыталось стать офшором, а теперь торгует сувенирами и титулами. Бароном в Силенде можно стать за 50 евро, рыцарем — за 100. По просьбе Republic-Weekly журналист Василий Легейдо рассказывает о непризнанной стране, которая прошла быстрый путь от бунтарского эксперимента к примитивному капитализму.

Виртуальные государства — это не только те, которые созданы в интернете, но и любые другие «частные страны», созданные по инициативе одного человека или группы людей и не признанные традиционными правительствами и организациями.

Парадоксально, но расцвет виртуальных государств пришелся на вторую половину XX века — когда «ничьей земли» на Земле практически не осталось.

Сегодня их уже несколько тысяч. Термин «виртуальное государство» появился в конце 1990-х, однако первые непризнанные микрогосударства возникли намного раньше. Например, в 1811-м американский моряк и пират Джонатан Ламберт родом из Салема в компании трех попутчиков высадился на остров Тристан-да-Кунья в южной части Атлантического океана и заявил свои абсолютные права на клочок суши и весь архипелаг — непризнанное государство Острова Рефрешмент просуществовало всего пять лет. В 1924 году предприниматель Мартин Харман купил остров Ланди, расположенный в Бристольском заливе, между Англией и Уэльсом, и объявил себя его королем. Он даже ввел свою валюту, организовал чеканку монет и выпуск марок. Британские власти не обращали на Хармана особого внимания, хоть и оштрафовали его за производство денег. После смерти «короля» в 1954-м наследники продали остров, не захотев продолжить династию.

Возможно, всплеск популярности виртуальных государств приходится на вторую половину XX века, потому что после двух разрушительных мировых войн и в разгар продолжающейся третьей, холодной, надежд на то, что какое-то настоящее государство хоть немного приблизится к идеалу, ни у кого не осталось. Авантюристам и бунтарям больше некуда было бежать: карта мира была цинично поделена сверхдержавами. В конце 1960-х энергия протеста против сложившегося миропорядка в США вылилась в «Лето любви» и «Вудсток», в Европе — в студенческие революции, а 47-летний отставной майор британской армии Пэдди Рой Бейтс основал в нейтральных водах Северного моря одно из самых известных и долговечных виртуальных государств в мире.