Кадр из фильма "Окраина" (1998, реж. Петр Луцик)

Кадр из фильма "Окраина" (1998, реж. Петр Луцик)

28 октября исполняется 25 лет со дня смерти сценариста и режиссера Петра Луцика. Вместе со своим другом и постоянным соавтором Алексеем Саморядовым они стали символом «лихих девяностых» в российском кинематографе. Но сценарии дуэта не остались в своем времени — их продолжают экранизировать и четверть века спустя. В 2008 году вышло «Дикое поле» Михаила Калатозишвили, а в ноябре 2025 года выходит «Ветер» — режиссерский дебют продюсера «Бумера» Сергея Члиянца и Киры Муратовой. О том, как сценарии Луцика и Саморядова совпали с новой эпохой, наступление которой они же и предсказали, рассказывает Игорь Гулин.

Культ Луцика и Саморядова, сформировавшийся еще при их жизни и отлично ощутимый до сих пор, редчайший в истории русского кино случай, когда знаковыми фигурами становились не режиссеры, а сценаристы. Единственный аналог — Геннадий Шпаликов. По этой причине их то и дело сравнивали, в общем-то невпопад. Между лириком Шпаликовым и эпиками Луциком и Саморядовым общего только одна вещь — идеальное попадание в свою эпоху: тот казался воплощением духа 1960-х, эти олицетворяли 1990-е.

При этом, в отличие от Шпаликова, дуэту категорически не везло с постановками. «Савой» Михаила Аветикова (1990), «Дюба-дюба» Александра Хвана (1992), «Дети чугунных богов» Тамаша Тота (1993), «Лимита» Дениса Евстигнеева (1994) — картины не то чтобы плохие, но довольно посредственные. Так воспринимали их и сами драматурги, постоянно поругивая своих режиссеров и тем закрепляя за собой репутацию анфан-терриблей. Единственная удача — снятый на деньги «МММ» чарующе-бредовый хоррор «Гонгофер» Бахыта Килибаева (1992). Но здесь сработала игра на понижение: «Гонгофер» — безделка, немного самопародия; любимые мотивы Луцика и Саморядова были даны в нем в подчеркнуто сниженном виде и потому легче поддавались камере.

Алексей Саморядов выпал с балкона в 1994 году, ему был 31 год. После смерти соавтора Петр Луцик сам поставил великолепную, изуверски-вычурную «Окраину» (1998), будто показывая профессиональным режиссерам: вот как надо было. Спустя два года он умер от сердечного приступа, ему было 40. Ранние смерти помогли утверждению легенды. Кинокарьера их при этом не закончились. В 2008 году вышло «Дикое поле» Михаила Калатозишвили — экранизация их последней вещи (тоже довольно невнятная), вот-вот выйдет «Ветер» Сергея Члиянца по еще одному их сценарию.

Впрочем, то, что от дуэта остались в основном неудачные фильмы, не умаляет его роли в российском кинематографе. Наоборот, только подчеркивает ее. Луцика и Саморядова часто сравнивали с Алексеем Балабановым.

Но Балабанов возвышался над убогостью постсоветского кинематографа одинокой глыбой. Луцик и Саморядов, напротив, как бы пропитывали его.

Элементы их очень эксцентричного видения, интонации, личного мифа рассеялись по всему российскому кино — от Андрея Звягинцева до Тимура Бекмамбетова. Шедевры так не работают, проходные же фильмы гораздо лучше выполняют функцию незаметного оплодотворения. Луцик с Саморядовым, наверное, пошутили бы тут что-нибудь про крепкое казацкое семя.