Юнна Мориц

Юнна Мориц

Дмитрий Быков прочитал новые стихи Юнны Мориц, за творчеством которой с интересом следит вот уже много лет, и обнаружил, сколь ничтожно расстояние между резиновым ежиком с дырочкой в правом боку и задницей сатаны.

Подпольный поэт подпольной страны

В сети широко обсуждаются такие, например, новые стихи Юнны Мориц:

Антироссия — кишка войны

В заднице сатаны.

Образ этот предельно точен,

Антироссия воняет очень

Дерьмом сатаны, кишкой,

Где даже Наполеон,

Элитой возлюблен он, —

Воняет войной, такой,

Что дни его сочтены

В заднице сатаны.

А Гитлеропа, тем более,

Такая кишка войны,

Где Антироссия — в роли

Задницы сатаны,

Воняет дерьмом кошмара,

Освенцима, Бабьего Яра,

Где глядя со всех сторон,

В сравненье с этим, Наполеон —

Французский парфюм войны

В заднице сатаны!..

Антироссия — войны кишка,

Где сегодня торчит башка

Главнюка русофобской войнищи,

Оттуда — дерьма вонище

Лозунгами попёрло:

«Русским — всем! — перерезать горло!»

Такого дерьма закрома —

Антироссия — кишка войны,

Где такая башка ума

Жертвой собственного дерьма

Станет в заднице сатаны!

На это хочется как-то отреагировать, ибо жаль было бы оставить такой путь подлинного поэта без рефлексии. Как-никак не Олеся Николаева и тем более не Анна Ревякина. Зря что ли человек такое над собой учинил?

Сейчас не лучшее время для литературных портретов, и настоящий литературоведческий очерк о Юнне Мориц — задача для будущего специалиста, лучше бы с безопасной временной дистанции. Однако причина для разговора о Мориц, безусловно, есть: этот разговор позволяет понять нечто чрезвычайно важное о России как таковой и ее сегодняшнем статусе.

У Мориц очень много общего с Россией. Прежде всего это очень уж разительный контраст между ее уровнем в прошлом и настоящем.

Никак невозможно было предсказать, что обе они к такому придут так — даже не рухнут, а плюхнутся. И между тем в судьбе обеих было нечто роковое, что позволяло предполагать именно такой исход. Это было не фатально, не детерминировано, однако шанс сохранялся и с годами увеличивался. Сам же этот роковой надлом, этот bend sinister, по-набоковски говоря, зловещий уклон, если переводить точно, заключался в чувстве собственной исключительности и даже альтернативности, то есть в осознании себя не частью мирового (или литературного) процесса, но альтернативы ему. Это чувство приводит к осознанию всех остальных суррогатами, подделками, людьми и странами, пошедшими на компромисс. Примерно такой же излом наблюдался в немецкой философии первой трети ХХ века — в Шпенглере, но особенно в Томасе Манне времен отвратительных «Размышлений аполитичного»: все народы буржуазные, а мы народ музыкальный, все продаются, а я никогда, все сворачивают, а я иду до конца. Отсюда, в сущности, один шаг до песни Шамана «Я русский».

Возникает это ощущение не в силу органических причин и не в результате естественного развития: генезис этого самоощущения особенно точно воспроизведен у Достоевского в «Записках из подполья». Юнна Мориц — подпольный поэт подпольной страны (и не зря цикл ее актуальных стихов называется «Не для печати» — есть тут некий почти вампирический страх дневного света). Комплекс подполья на самом деле состоит в гиперкомпенсации, стремлении возместить собственную ущербность, не всегда заслуженную, всегда осознаваемую. Такая мания собственного величия, отчаянное, надрывное самоутверждение возникает, конечно, не по внешним причинам.