Большое количество пассажиров в зале ожидания Восточного железнодорожного вокзала в Ханчжоу, провинция Чжэцзян, Китай, 8 октября 2025 года

Большое количество пассажиров в зале ожидания Восточного железнодорожного вокзала в Ханчжоу, провинция Чжэцзян, Китай, 8 октября 2025 года

Photo by CFOTO / NURPHOTO / NURPHOTO VIA AFP

Свежие данные «Китайского статистического ежегодника — 2025» показывают: Китай входит в полосу устойчивого демографического спада. Численность населения сокращается третий год подряд, крупнейшие города стареют, и даже эффект «года Дракона» не смог остановить тенденцию. При этом народ массово переезжает из граничащего с РФ северо-востока в примыкающую к Гонконгу провинцию Гуандун и другие экономические оазисы. Дмитрий Гончаров несколько дней штудировал многостраничный свод китайских цифр и нашел в нем немало любопытного.

Изданный в Пекине в сентябре того года и дополненный спустя два месяца обновленными данными «Китайский статистический ежегодник — 2025» [1] предоставляет возможность посмотреть на население этой страны с самых разных, в том числе малоизвестных большинству сторон.

Для начала приведем такие показатели: доля постоянного городского населения к концу 2024 года составила 67,8%; вклад потребления (конечное потребление домохозяйств, главный драйвер экономики) в рост ВВП составили 72,5%, сам же валовой внутренний продукт Китая вырос в 2024 году на 5,2%, что соответствует целевым показателям правительства.

А теперь посмотрим на данные по росту численности населения страны как в целом, так и по отдельным административно-территориальным единицам провинциального уровня; их в стране насчитывается 31.