Максим Яли, политолог, профессор кафедры международных отношений и стратегических студий киевского Национального авиационного университета

Максим Яли, политолог, профессор кафедры международных отношений и стратегических студий киевского Национального авиационного университета

Фото предоставлено Максимом Яли

Конец года для украинской стороны омрачился коррупционным скандалом. Тень пала и на президента страны Владимир Зеленского — под подозрение попали близкие ему люди. Насколько сильно это отразится на позициях Киева во внешней политике? Ускорит ли это договорный процесс? Наконец, может ли война завершиться уже в следующем году? Своими соображениями по этому поводу поделился в интервью Republic доцент кафедры международных отношений и стратегических студий Киевского авиационного института, политолог Максим Яли.

— Мира при посредничестве Трампа так и не получилось. Наступила некая точка бифуркации в данном процессе. То ли надо готовиться к эскалации, гонке вооружений, в том числе ядерной, длительному военному противостоянию, о чем свидетельствуют заявления как со стороны Кремля, так и Запада. То ли все же остановка войны может произойти уже в следующем году, что следует также из заявлений некоторых политиков. Ваша оценка происходящего?

— Во-первых, уже было опровержение со стороны Пескова о том, что никаких указаний проводить ядерные испытания не было. Поэтому я не считаю, что мы стоим на пороге новой ядерной гонки. Путин прекрасно осознает, что Россия экономически не готова к новому витку гонки вооружений. Тем более в ядерной сфере, которая очень дорогостоящая. Он прекрасно помнит те времена, когда гонка вооружений в 1980-х годах окончательно подорвала мощь Советского Союза. И в итоге, как он сам однажды сказал, произошла «крупнейшая геополитическая катастрофа XX века». Он, естественно, не хочет повторения аналогичной катастрофы. Тем более на кону существование его режима.

Так что со стороны Кремля все это обычное поднятие ставок и пустые заявления с целью напугать Запад. В 2022 году путинский ядерный шантаж сработал. Мы помним, когда в 2022 году началось успешное контрнаступление украинских войск в Харьковской и Херсонской областях, Путин открыто заявлял о возможности нанесения ядерного удара. И, как следует из воспоминаний тогдашнего главы ЦРУ Уильяма Бернса, тогда США всерьез воспринимали угрозу применения тактического ядерного оружия.