Через 20 лет после Нюрнбергского процесса политическая активистка Беата Кларсфельд влепит пощечину канцлеру ФРГ Курту Георгу Кизингеру, обвинив его в нацистских преступлениях. Был ли Кизингер нацистом, избежавшим наказания, и как скандал 1965 года повлиял на дискуссию о вине и ответственности в послевоенной Германии, рассказывает Василий Легейдо.

«Респектабельность зла»

7 ноября 1968 года собрание Христианско-демократического союза Германии в Западном Берлине проходило под усиленной охраной. За несколько месяцев до этого в США убили Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди. Однако никому и в голову не пришло, что угроза может исходить от молодой интеллигентной девушки с блокнотом, которая выглядела так же, как десятки других журналисток на мероприятии. Поэтому она спокойно поднялась на трибуну, где сидели партийные лидеры, подошла к лидеру ХДС, федеральному канцлеру Западной Германии Курту Георгу Кизингеру, и, оказавшись у него за спиной, громко крикнула: «Нацист!» Кизингер повернулся, девушка размахнулась и влепила ему звучную пощечину. Защелкали затворы фотокамер. Пока ее выволакивали из зала, она продолжала называть канцлера нацистом.

Девушку звали Беата Кларсфельд. Ей было 29 лет, и нацистом Кизингера она назвала далеко не в первый раз. Беата — урожденная Кюнцель — была немкой. Ее отец во Вторую мировую воевал на Восточном фронте, а затем работал в армии бухгалтером. Семья не подвергалась преследованиям ни по политическим, ни по расовым мотивам, ее родители не были ярыми сторонниками Гитлера, но голосовали за него, как и миллионы других немцев. В изучение травматичного прошлого своей страны Беата окунулась в начале 1960-х из-за знакомства с французским евреем Сержем Кларсфельдом, отец которого погиб в Освенциме. Мальчику с сестрой и матерью удалось скрыться. Уже во взрослом возрасте Серж решил выслеживать нацистов, которым удалось избежать правосудия, и добиваться для них наказания.

Беата Кларсфельд в бундестаге, 1968 год

Встретившись с Сержем в Париже, Беата влюбилась в него и прониклась его идеями. В 1963-м молодые люди поженились. А в 1966-м в ФРГ на фоне дефицита бюджета пало правительство экономиста Людвига Эрхарда. На смену ему пришла новая правящая коалиция из правоцентристского консервативного ХДС и левоцентристской партии социал-демократов. Новым канцлером стал 62-летний премьер-министр земли Баден-Вюртемберг Курт Георг Кизингер. Политический истеблишмент проигнорировал прошлое Кизингера, который в Третьем рейхе не только состоял в НСДАП, но и занимал важную должность в министерстве иностранных дел.

В течение нескольких лет Беата пыталась привлечь внимание к прошлому нового главы правительства. Она написала несколько статей, обличающих Кизингера, для французского левого издания Combat. В одном из них Кларсфельд назвала немецкого канцлера воплощением «респектабельности зла». Вместе с мужем Беата с любезного разрешения правительства ГДР зарылась в архивы, чтобы узнать больше о том, чем занимался Кизингер при Гитлере. Кларсфельд проводила акции против немецкого канцлера в Праге и Варшаве, но власти Чехословакии и Польши не оценили ее активизм и выслали девушку.