Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин прогуливаются по резиденции высшего китайского руководства Чжуннаньхай в Пекине 2 сентября 2025 года
Photo by ALEXANDER KAZAKOV / POOL / AFP
Трамп снова играет в миротворца, но реакция Москвы и Пекина показывает: никто не спешит принимать всерьез его план, из какого числа пунктов бы он ни состоял. В российском МИД исключили любые возможные уступки, а китайские медиа осторожно намекнули — мир, построенный на отказе России от некоторых из своих целей, не продлится долго.
«Ни о каких уступках, ни о какой сдаче наших подходов к тем ключевым моментам решения задач, стоящих перед нами, в том числе в контексте СВО, не может быть и речи».
Это заявление замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова на пресс-конференции в среду в сжатом виде вынесли в заголовки своих сообщений китайские СМИ и паблики. Китайские медиа обычно ждут официальной реакции МИД КНР, а уж следом за ней объясняют, что в Китае по тому или иному вопросу думают. Тем не менее кое-что в строго цензурируемой китайской блогосфере появилось более оперативно, чем обычно.
Паблик «Чашки чая, наполненные временем» (茶盏盛满时光), комментирует заявление Рябкова так:
«С одной стороны, существует твердая позиция неотступности, с другой — подспудные интриги и обмены интересами. Чаша весов мира склонялась [под влиянием того и другого] с поля боя на баланс интересов».
Понятно, что «неотступность» — это про Россию, а «интриги и обмены» — про США. И далее:
«"План из 28 пунктов" администрации Трампа прямо включал в себя снятие санкций, восстановление энергетического сотрудничества и приглашение России обратно в "Большую восьмерку" в качестве основных условий. Он даже предполагал использование сотен миллиардов долларов замороженных российских активов для восстановления Украины с получением Соединенными Штатами 50% прибыли. Этот план, кажущийся прагматичным, на самом деле был опасен: он превращал издержки агрессора в козырную карту. <…>
Подлинный мир не может быть построен на компромиссах интересов, но должен основываться на правилах и справедливости. Ключ к выходу из нынешнего тупика кроется не в том, кто может получить больше от российских активов, а в том, будет ли соблюден принцип "агрессоры не должны получать прибыль". Если Соединенные Штаты будут настаивать на обмене ослабления санкций на краткосрочное прекращение огня, то, что они получат, может оказаться не миром, а скорее прелюдией к следующему кризису. Когда санкции становятся разменной монетой, мир — это уже не победа, а сделка».