Леонид Швец

Леонид Швец

Фото предоставлено Леонидом Швецом

В ноябре Украина и ее президент оказались в центре «идеального шторма». Стране предложен очередной «план мира», который сам по себе стал скандальным, его якобы разрабатывали в России. У соратников Зеленского прошла серия обысков. Близкий к президенту бизнесмен Тимур Миндич покинул Украину. Глава Офиса президента и руководитель переговорной группы Андрей Ермак 28 ноября ушел в отставку. Что, по мнению некоторых украинских политиков и западных обозревателей, совсем не отменяет того, что он продолжит влиять на Владимира Зеленского и останется «серым кардиналом» украинской политики. О том, к чему может привести нынешний «переговорный процесс», Republic поговорил с украинским политическим обозревателем Леонидом Швецом. Наш разговор прерывался трижды — в Киеве из-за российских атак регулярно отключают электричество.

Означает ли отставка Ермака, что все же есть стремление Белого дома усилить давление на украинского президента на этом переговорном треке?

— Нет, на мой взгляд, это просто логичное развитие следственного процесса. Сказав А, приходится говорить Б, особенно если к этому подталкивают материалы дела. Владимир Зеленский в этих обстоятельствах «домашнего скандала» не может дать слабину вовне, хотя он и так к этому не был склонен. У НАБУ и САП нет «ручного управления» коллективного Запада, у них общий карт-бланш.

— Как только Ермак был назначен главой Офиса, было много рассуждений о том, что он пророссийский. В украинском обществе сложился устойчивый образ «серого кардинала», который приобрел совершенно демонические черты. Почему?

— Ермак вырос до этого уровня. Заняв эту позицию в феврале 2020 года, он начал расставлять своих людей, доказывать свою незаменимость, работоспособность, преданность. Произошло то, что происходит всегда, когда за все в стране отвечают несколько человек. Это бутылочное горлышко: информация фильтруется сквозь него, и спустя какое-то время ты, президент страны, смотришь на мир глазами Андрея Ермака.