Духовно-нравственное воспитание – сфера деятельности, об отсутствии которой говорят с конца 80-х годов прошлого века, но ничего официально «благословленного» так и не происходило. Не получая установки от общества и властей, школа действует каждая на свой лад или не действует вообще. Но вакуума в духовной сфере не возникло, она быстро заполнялась тем, чего мы много лет боялись. Однако сейчас начинаются определенные движения в этой сфере. Проект нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для школы предусматривает соответствующий раздел с описанием требований к результатам, содержанию и условиям реализации. Контур «заказа» на результаты в послании президента есть: это усвоение школьником суммы ценностных установок – общечеловеческих и традиционных национальных. А в обращении президента, которое он назвал «Россия, вперёд!», этой сфере уделено просто выдающееся внимание. Прежде всего, президент, сделав вывод о том, что экономический кризис, обнажив слабость или даже отсутствие модернизации экономики, общества и государства, выявил острейшую необходимость такой модернизации. Но для того, чтобы она была успешной, президент считает, что начать надо с самих себя, с изменения самих себя. Честно говоря, думал, что до такой постановки вопроса (единственно и абсолютно верной) мне дожить не удастся. Однако случилось! Справедливость ради следует сказать, что хотя и в менее резкой форме, такой вопрос впервые поставил ещё будучи премьер-министром В.В. Путин в 1999 г. в статье «Россия на рубеже тысячелетий». Действительно, состояние нашего общества, если не лукавить, можно и нужно назвать бездуховным в огромной его части. И президент лукавить не стал, обозначив некоторые «свойства» нашего общества (отнюдь не все), с которыми никакой модернизации не получится: коррупция (едва ли не сильнейшая в мире), иждивенчество, умственная и физическая лень, пьянство, правовой нигилизм, пренебрежение к важнейшей ценности – жизни человека, криминальная ментальность значительной части предпринимательского класса (предприниматели, ничего не предпринимающие). Это всё сказано о взрослых людях, которых маловероятно исправить. Но вот со школой, то есть с теми, кто растет нам на смену, исправительная задача не стоит, а стоит воспитательная. И решая её, нужно не забыть об упомянутых «свойствах», чтобы дать установку школе и молодым пока родителям оградить детей от воздействия носителей этих «свойств» и, только помня об этом, формировать иные свойства – общечеловеческие ценности и традиционные российские ценностные ориентации. Но вместе с тем, в послании есть упоминание о тех ценностях (и свойствах одновременно), которые важны для жизни в знаниевом обществе и в инновационной экономике. Речь идет об умении учиться самому, об обустройстве личности компетенциями, позволяющими самостоятельно решать проблемы, об умении общаться, быть ассоциативным человеком. Это ставит задачу продолжить, раскрыть этот ряд новых свойств, новых ценностей, а их, поверьте, много, и их формирование под силу только новой школе и новому (глубоко переподготовленному) учителю. Школа – социальный институт, через который проходит вся нация. Наряду с вузами школа – главный «обруч» нации, основная консолидирующая сила народа, ибо в ней идёт передача культуры от поколения к поколению, передача суммы накопленных социальных отношений, пространство которых и составляет общество. Следовательно, школа должна предохранять нас от социальной энтропии, от культурного распада. Сегодня уже есть несколько итераций той части проекта ФГОС, которая относится к духовно-нравственному воспитанию школьников. Настойчиво рекомендую ознакомиться с ней – наше заинтересованное участие в этой работе может серьезно помочь авторам этого раздела. Думаю, что успех духовно-нравственного воспитания – это залог роста культуры с приходом новых поколений и сокращение бремени от государства. Ведь чем больше культуры, тем меньше государства. И наоборот.