В прошлую пятницу я попросил вас, читателей, номинировать кандидатов для рейтинга признания российских бизнес-лидеров. Прочитали мой призыв примерно 26 000 раз, откликнулись на него под полторы сотни читателей, номинантов почти 200 – это, честно говоря, больше, чем я ожидал. Потому что бизнесменов у нас в стране знают плохо. Даже читатели деловой прессы. Да что говорить – даже те, кто в деловой прессе работает. Признаюсь, для меня в списке номинантов есть новые имена. Если бы меня спросили, кто такой Александр Спарре или, скажем, из какой компании Ксения Рясова, я бы не смог ответить. Хотя их фирмы – «АвтоСпецЦентр» и Finn Flare – мне знакомы. Бизнесменов не признают часто именно оттого, что их не знают. Отчасти тут проблема курицы и яйца: народ с подозрением, а то и враждебностью относится к предпринимателям, и те не хотят, чтобы их знали в лицо, – мало ли что может случиться. (В 90-е и в самом начале «нулевых» это было главной проблемой бизнес-журналистов: интересных бизнесменов, не входивших в узкий круг публичных олигархов, приходилось буквально вытаскивать на свет божий из нор). Но дело также и в том, что не весь бизнес – это шоу-бизнес. Скажем, основатель компании «Связной» Максим Ноготков всегда неприметно одет, голос у него тихий, он не любит скандалов и публичности. А основатель компании «Евросеть» Евгений Чичваркин одевается, как диджей в гей-клубе, громко ругается матом, разыгрывает сценки на разные голоса и вечно с кем-то ссорится. На запрос «Евгений Чичваркин» Google выдает 235 000 страниц, а на «Максим Ноготков» – 16 200. Но лично меня совсем не удивляет тот факт, что Ноготков до сих пор владеет компанией, которую основал, а Чичваркин – уже нет. Далеко не всякий дальновидный, креативный бизнесмен готов забавлять публику, писать колонки в журналы, вести телешоу. Вот Олег Тиньков, например, готов – а Дмитрий Каменщик, который построил лучший в Москве аэропорт, – нет. И это, в общем-то, по-человечески понятно и нормально. Кроме того, к чести наших читателей, среди номинантов есть не только Чичваркин, но и Ноготков, не только Тиньков, но и Каменщик. Но все-таки мне обидно, что многие из лучших людей бизнеса пренебрегают публичностью или относятся к ней совершенно утилитарно – как к рекламе (и потому, например, норовят вырезать все интересное из своих интервью) или как к необходимости, раз уж компания публично торгуемая. Связь между бизнесом и личностью владельца – чрезвычайно полезная штука, это вам скажет не только Уоррен Баффет, на авторитете которого в первую очередь держится курс акций Berkshire Hathaway, но и, скажем, Андрей Коркунов или Вадим Дымов. И совершенно необязательно, чтобы предприятие называлось, как у двух последних бизнесменов, именем владельца. Некоторые прокомментировали мой пост с призывом номинировать уважаемых предпринимателей в духе «всех их на нары!» Что, я уверен, не мешает комментаторам вовсю пользоваться услугами и товарами, которые продают ненавистные предприниматели. Ненавистные – потому что плохо знакомые и непонятные. С середины 90-х я повторяю предпринимателям, как попугай: «Надо не стесняться много рассказывать о себе. Не бояться светиться. Рассказывать не только о победах, но и о неудачах. Не искать от своей открытости мгновенной мелкой выгоды». Меня слушают и усмехаются: «Ты журналист, тебе только того и надо». Да нет же, никому так не «надо», как им самим. Даже если бизнесмену ближе модель поведения Ноготкова, чем Чичваркина, – ведь и публичной фигурой можно быть по-разному. Если потребитель не знает, что вот этой вкусной колбасой накормили его вы, а вот этот аэропорт такой современный и чистый потому, что вы костьми легли, чтобы сделать его таким, – с чего это он будет вас уважать, и лично, и как класс? Чичваркин вот, несмотря ни на что, признанный лидер. В том числе теми, кто считает большинство бизнесменов жуликами. Это видно и из того, что пишут о нем в блогах, и из количества номинаций, которые он уже получил в нашем рейтинге. Было бы здорово, если бы вы проголосовали за тех, кто, с вашей точки зрения, заслуживает именно признания. За то, что он сделал в бизнесе, за то, какую пользу он принес вам лично и, если уж мы рискуем так обобщать, стране в целом. Признание не тождественно такому важному для политиков, а не бизнесменов, понятию, как доверие. Поэтому лично я не стану голосовать, например, за Ходорковского, который, конечно, номинирован и включен в список: в его искренность я верю, а вот его бизнес-достижения – как и достижения всех, кто приватизировал советскую «нефтянку» и металлургию, – считаю менее яркими, чем у создателей бизнеса с нуля. С другой стороны, я не всегда верю тому, что говорит и пишет Олег Тиньков, – но он, это очевидно, новатор и создатель интересных проектов. Я пью пиво в ресторанах, которые он построил, – вкусное. Короче говоря, этот рейтинг – не для того, чтобы определить, кого из бизнесменов вы хотели бы видеть президентом или даже депутатом; критерий здесь – ценность трудов каждого по его бизнес-специальности. Я решил не включать в список для голосования людей, занимающих чиновничьи должности. Трудно заподозрить тех, кого номинировали, в том, что они не имеют совсем никакого отношения к бизнесу. Да и государственный бизнес в России сейчас невероятно, несообразно силен. Но возможности легально заниматься бизнесом такие люди лишены – а значит, если они и заслуживают признания как бизнесмены, то тоже только негласного. Пожалуйста, продолжайте пополнять список. Будет здорово, если у голосующих будет самый что ни на есть широкий выбор. Номинировать предпринимателей можно и в комментариях к этому посту, и через «голосовалку». Спасибо за ваши мнения.
Что нужно бизнесмену, чтобы его признали?
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
В первую очередь – чтобы о нем узнали
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...