Одно время Минюст, главой которого является бывший прокурорский работник и коллега Дмитрия Медведева по кафедре гражданского права юридического факультета СПбГУ Александр Коновалов, был в тени. Но за последние недели Минюст выступил с новыми предложениями по реформированию российского законодательства. Вот только некоторые из них: После смерти Сергея Магнитского и последующих кадровых отставок во ФСИН (Федеральная служба исполнения наказания) 3 февраля Александр Коновалов на своем выступлении в Совете Федерации заявил, что в ближайшее время внесет большой пакет поправок в действующее законодательство, увеличивающий число наказаний, не связанных с лишением свободы. Но другое предложение, касающееся введения института административного надзора за лицами, представляющими угрозу для общества, в том числе и по состоянию психики, несколько противоречит общим интенциям по гуманизации уголовно-исправительной системы, и напротив, наводит на мысль о полицейском государстве. На том же заседании министр юстиции сказал, что основным наказанием за экономические преступления должны быть штрафы, причем значительные, «которые могли бы даже подорвать бизнес». В связи с этим Александр Коновалов высказался за то, что предусматриваемые Уголовным кодексом размеры штрафов должны быть «на порядок подняты». «Тогда не придется помещать этого бизнесмена в «шарашку» и придумывать ему работу, а достаточно дать ему возможность продолжать свой бизнес, но уже честно», – подчеркнул министр юстиции. Но, вместе с тем, Госдума 29 января в первом чтении приняла законопроект № 267342-5 «О внесении изменения в статью 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», касающийся наделения следственных изоляторов функциями исправительных учреждений в отношении отдельных категорий содержащихся в них осужденных. Кроме этого, факт того, что Перовский районный суд г. Москвы в середине января приговорил бизнесмена Олега Рощина к 18 годам колонии (напомним, что Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву за мошенничество и укрывательство налогов в 2005 г. дали по 8 лет колонии строгого режима), подтверждает факт глухости судебной системы к призывам президента ослабить репрессии в отношении бизнеса. Также в последнее время Федеральная служба судебных приставов (ФССП) наравне со ФСИН, входящей в состав Минюста, стала топовым ньюсмейкером. Многие граждане России, сталкивающиеся с судебной системой, знакомы с тем, как судебные приставы неохотно выполняют свои непосредственные обязанности. Судебные приставы, имеющие право в соответствии с п. 3 ст. 112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» на получение с должника исполнительского сбора, равного 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, не заинтересованы в взыскивании малых сумм. Это утверждение можно наглядно продемонстрировать на примере того, с каким рвением, нарушая ст.35 вышеназванного Закона, судебные приставы в 4 утра производили снос домов в «Речнике». Только за одну прошедшую недели стало известно о двух громких случаях, когда в Тюменской области глава отдела судебных приставов брал за прекращение дела 1 млн рублей, а в отношении другого следствием установлено, что главный специалист-эксперт УФССП по Карелии, госсоветник юстиции 2-го класса РФ Александр Новожилов получал взятки от директоров организаций в размере 15 тысяч, 30 тысяч и 100 тысяч рублей за незаконные действия по обеспечению экспертной оценки арестованного приставами имущества по стоимости ниже рыночной. На этом фоне предоставление отчетов об исполнении Минюстом «Национального плана противодействию коррупции» выглядит просто нелепо. 5 февраля стало известно, что Минюст готовит масштабную реформу нотариата, согласно которой, среди прочего, есть намерение расширить непосредственную исполнительную силу нотариальных актов, признать роль нотариата в обеспечении превентивного правосудия. Суть идеи в том, что в некоторых бесспорных случаях можно обращаться не в суд, а к нотариусам. Или нотариусы могут сами выступать примирителями для спорящих сторон на процессе, например, по делам о наследстве. Но это противоречит другому предложению: позволить проводить нотариусам консультирование, в том числе и бесплатное, по правовым вопросам. Соединение в одном органе превентивного правосудия и оказания услуг по консультированию одной из сторон приведет к нарушению принципа состязательности и равноправия сторон. Кроме того, Минюстом России подготовлены два проекта федеральных законов «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», а также «О внесении изменений в некоторые федеральные законы в связи с принятием Федерального закона «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в которых и так предусматривается создание бесплатных юридических приемных (в тестовом режиме в Санкт-Петербурге уже работает одна приемная). Таким образом, делегирование полномочий по оказанию юридических консультаций нотариусами будет противоречить функции нотариата как одного из органов бесспорной юрисдикции. Это во-первых. Во-вторых, согласно ст. 26 ФЗ-63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» в настоящее время предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи по гражданским делам некоторым категориям лиц, поэтому необходимость в еще одной структуре, которая будет за бюджетные деньги осуществлять данный вид деятельности, отпадает. За рубежом Министерство юстиции является одним из главных акторов в системе правоприменения и определяет вектор развития всей юридической системы государства. В России, напротив, Минюст, главным образом, известен как регистрирующий орган. И видимая активизация юстиции объясняется, к сожалению, исключительно давлением общества и главы государства после некоторых печальных обстоятельств. И, по-прежнему, собственной выработанной повестки дня и прагматического видения у министерства нет.