Информации Reuters о том, что «Роснефти» могут грозить перебои продаж нефти из-за предписаний английских и американских судов, на мой взгляд, на данном этапе не стоит придавать большого значения. Уверен, что США и Великобритания вовсе не собираются изменять уже устоявшуюся нефтяную картину мира и пытаться ослабить позиции России на рынке пользу других поставщиков. Я также убежден, что, с политической точки зрения, не ставилась задача обидеть, ущемить или унизить Россию. И, конечно, экспорту российских энергоресурсов наверняка ничего не угрожает, а значит, Россия забудет о своих угрозах и не будет отвечать введением экспортной пошлины на лес.
Вспомним, какой скандал был с компанией Noga, которой удавалось добиваться ареста многих российских активов за рубежом. Конечно, это доставляло неудобства, но разве это как-то изменило общую картину?

Пока все, о чем сейчас известно, сводится к угрозам, вытекающим из решений судов США и Великобритания против «Роснефти», и Россия старается уколоть в ответ. Такая игра в угрозы на словах, скорее всего, кратковременна, и не будет иметь далеко идущих последствий. И уж тем более, я бы не стал делать громких выводов о том, что отношения между странами могут начать портиться. Правоприменение в США и Великобритании – строгое, и если решение суда есть, оно не может быть не исполнено. Считаю, что это – просто рабочий момент, нормальная практика международных отношений. Не исключаю, что подобные события происходят с частотой раз в месяц или даже раз в две недели, и просто далеко не всё и не всегда всплывает на поверхность. А когда всплывает, то зачастую неверно интерпретируется. У нас множество технических разногласий и споров по торговым вопросам с теми же США, скажем, в области торговли куриными окорочками и говядиной и т.п., и как американская, так и российская сторона так же играют в слова и ультиматумы. Политика – политикой, а жизнь продолжается.