Международный коррупционный скандал вокруг Daimler способен сильно удивить лишь наивного, ведь подобное часто происходит с компаниями разного масштаба по всему миру, и это уже давно стало если не нормой, то суровой экономической реальностью. Очевидно также и то, что о большинстве случаев коррупции в области госзакупок мы не узнаем, а их участникам удается избежать какого-либо наказания. Почему так происходит? Когда компания заинтересована в продвижении своих услуг или товаров, она не может не обратить внимания на лакомый, интересный и, самое главное, платежеспособный сегмент рынка – такой, как госструктуры и государственные компании, которые рассматривают возможность приобретения машин представительского класса. Так уж повелось, что в конкурентной борьбе все средства хороши, и на этой почве расцветают всевозможные схемы «откатов», взаимозачетов и попросту взяток. В итоге, те же машины для чиновников зачастую выбираются вовсе не по объективным техническим или ценовым характеристикам, а по принципу «кто больше заплатит за то, чтобы заплатило государство». Вина Daimler в данном деле очевидна, и, по всей видимости, концерн понесет заслуженное наказание в виде издержек – как денежных, так и репутационных. Беспокоит другое. Скорее всего, как это в общем-то чаще всего и происходит, наказывая Daimler, забудут о второй стороне, чья вина, может быть, даже больше. Я имею в виду всех тех безымянных чиновников, которые, фактически, как бы пафосно это ни звучало, занимались разбазариванием государственного бюджета. Реальность такова, что чиновники оказываются в тени, и, в итоге, человек, чья подпись стояла на документе, остается безнаказанным, провинившаяся компания платит штраф, а дело начинает потихоньку забываться. Так работает система. И если наказывать лишь одну сторону, ситуацию не изменить. Крайним почти всегда оказывается частное лицо или компания, а не чиновник-коррупционер. Не знаю, как в других 20 странах, госструктуры которых закупали машины у Daimler с нарушением закона, но в России, скорее всего, даже толком не будет проводиться расследования. Чтобы бороться с коррупцией в области госзакупок, следует наказывать обе стороны (и дающего взятку, и берущего), стремиться к большей открытости и прозрачности тендеров, а по итогам произведенных закупок должен осуществляться обязательный контроль. Я вовсе не сторонник идеи пересадить российских чиновников на продукцию загнивающего отечественного автопрома, но совершенно очевидно, большинство чиновников вовсе не нуждается в столь дорогих автомобилях, и вполне можно было бы обойтись куда более скромными аналогами. Сэкономленные же средства можно было бы потратить гораздо более разумно. Но, конечно, это только в идеале чиновник – слуга народа, а в реальности даже самые мелкие и заурядные региональные чиновники стремятся ездить на дорогих автомобилях. Так принято. А раз есть спрос, значит, будет и предложение. Не от Daimler, так от кого-нибудь еще.
Daimler и другие виноватые
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Крайним почти всегда оказывается частное лицо или компания, а не чиновник-коррупционер
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...