Когда Дмитрий Медведев в следующий раз будет рассказывать о намерениях бороться с коррупцией, задумайтесь: стоит ли верить президенту России. Потому что его слова, увы, расходятся с делами. В минувшую субботу тому появилось дополнительное подтверждение. На сайте президента появилось

официальное сообщение

, что господин Медведев внес в Госдуму поправки в Кодекс об административных правонарушениях, исключающие понятие допустимого для управления автомобилем уровня алкоголя в крови или дыхании. Иными словами, если поправки будут приняты, даже минимальные следы алкоголя в крови водителя будут равнозначны лишению прав на 1,5–2 года (

ст. 12.КоАП

).

Напомню, последние два года действовала норма (ст. 27.12 КоАП), позволявшая небольшой допустимый уровень – 0,3 грамма алкоголя на литр крови, 0,15 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. Это соответствует примерно бокалу вина, выпитому незадолго до теста, или бутылке некрепкого пива, или маленькой рюмке крепкого – разные источники называют то 30, то 50 грамм. В общем, тогда Россия присоединилась к практике многих стран, где «чуть-чуть» за обедом – никакое не преступление. А из группы риска выпали любители кваса и кефира, в которых алкоголь присутствует, – в мизерных, конечно, количествах, но все же. Выпали и потребители лекарств, в состав которых входит спирт, – от сердечников с корвалолом до простуженных со спреем от больного горла.

А самое главное – у законопослушных граждан, не пьющих за рулем, уменьшился страх произвола со стороны инспектора ГАИ. «Что это вы, гражданин, нервничаете? Не пили сегодня? А вчера? Ах, стакан пива вчера за ужином... Надо бы экспертизу провести... Нехорошо, гражданин, грамотный же вроде, правила знаете... Ничего, походите пешком пару лет – будете осторожнее. Решим вопрос? Десять тысяч? Не уважаете вы ГАИ... Ну, да ладно, на этот раз отпустим, – и едете вы вроде осторожно, но аккуратнее на будущее.»

Надо, видимо, оговориться: точно таких диалогов у меня никогда не было. Я и сам не сажусь за руль даже после бокала вина, и близким не позволяю, и других осуждаю. По крайней мере, в Москве – с ее чудовищным трафиком, безумным стилем вождения и невероятным количеством латентных убийц и самоубийц на дороге. Нас таких, вероятно, большинство – недаром по понедельникам в Москве меньше пробок: много пьют русские люди, но мозгов не садиться за руль с похмелья хватает.

А вот ездить с больным горлом приходилось. И садиться за рулем следующим утром – тоже. Во всех этих случаях алкоголь в крови мог быть – в микроскопических дозах, явно не влияющих на дееспособность и куда меньше отвлекающих от дорожной ситуации, чем радио, разговор по телефону (обязательно с hands-free) или просто коленки спутницы. И это я еще и кефир по утрам – вопреки рекомендациям врачей – не люблю. А тем, кто любит, выходит, рисковать правами приходилось каждый день. И будет приходиться.

На самом деле, так называемый «разрешенный уровень» – не что иное, как определение погрешности: она есть и у приборов, и у ваших личных расчетов – когда именно распадется и выветрится выпитое накануне. А для автоинспекции – пусть и настолько коррумпированной как наша – сигнал: ловите за настоящие правонарушения. А пограничные ситуации – оставьте в покое.

Два года назад у коррупционеров в ГАИ отобрали возможность вымогать взятки. Два года назад из законодательства убрали норму, подталкивающую к коррупции, поощряющую произвол. Теперь возвращают.

Может быть, последняя инициатива президента и не заслуживала бы столь резкой реакции, если бы история не была столь типичной. Российское законодательство и практика правоприменения дает чиновникам слишком много возможностей для произвола. Налоговое и уголовное законодательство, к примеру, позволяет прикрыть практически любой бизнес, а его менеджеров засадить за решетку. Но при всем ужасе от того, как это разрушает деловой климат и перспективы экономического роста, и при всем сочувствии к пострадавшим приходится признать, что непосредственно затрагивает это куда меньше людей, чем правила дорожного движения.

Не стоит и забывать, что в России оказалось, что из всех «институтов гражданского общества» (как бы не загадили это понятие) именно автомобилисты способны на организацию самых масштабных протестов. Зачем Кремлю на пустом месте понадобилось провоцировать их на усиление недовольства – решительно непонятно. Верить в то, что все это затевается ради роста материального благополучия некоторых инспекторов ГАИ, равно как и в то, что это делается ради возможности организовать очередную провокацию против инакомыслящих, – категорически не хочется.