По действующему законодательству диспетчеры не имеют права бастовать, однако у них остается лазейка для социального протеста – голодовка. Суть проста: специалисты отказываются от приема пищи, и вскоре врачи во время осмотра перед выходом на дежурство будут обязаны не допустить такого работника к исполнению обязанностей по состоянию здоровья. В России нет избытка таких специалистов, как авиадиспетчеры, поэтому заменить голодающих практически невозможно. Более того, у диспетчеров мощная профсоюзная организация, акция протеста достаточно быстро может охватить ряд регионов. Так что руководству «Госкорпорации по ОрВД» ничего не остается, кроме как садиться за стол переговоров с голодающими и с профсоюзами. Альтернативы диалогу не существует и сейчас. Инициаторами этой акции протеста выступили диспетчеры Ростова-на-Дону, у которых с нынешним главой Госкорпорации Валерием Горбенко «давние счеты»: в 2005 году он возглавлял филиал «Аэронавигация Юга». Тогда после забастовки решением специально созданной комиссии господина Горбенко отстранили от должности, но спустя пару лет он возглавил Госкорпорацию. И вот в 2010 году – повторение прежней истории. Чем бы ни объясняли свои протесты диспетчеры, речь на самом деле идет о деньгах, об индексации зарплаты. В ходе переговоров с профсоюзами Госкорпорация наверняка достигнет какого-то компромисса. Но она не может и не должна идти на поводу у профсоюзов – ведь любое повышение уровня оплаты труда диспетчеров можно проводить только за счет повышения аэронавигационных сборов. А они и без того в последние годы неоднократно повышались. При этом уровень качества услуг заметно не изменился. Так почему авиакомпании должны платить за то, что Госкорпорация не может обуздать свои расходы? Пожалуй, самая громкая история, связанная с забастовками диспетчеров, произошла в США в 80-е годы прошлого века. Тогда управлял страной Рональд Рейган, известный своей жесткой политикой. И когда ситуация грозила выйти из-под контроля, он просто поставил на исполнение обязанностей военных диспетчеров. Нам такое лекарство не поможет. Уже не один год прошел с тех пор, как военных и гражданских диспетчеров объединили. За счет этого сократили издержки, устранили возможные нестыковки и дублирующие функции между военными и гражданскими специалистами. Нужно, чтобы у воздушного пространства был один командир, и пока эта система проблем с точки зрения безопасности полетов не показала. Разве что только гражданским специалистам нельзя приказать...