Сегодня в Москве начинается Конгресс по продвижению и развитию городов (CMDC). Заявленные там темы довольно интересны, но начинать надо бы с одного простого признания: в России нет городов. Согласно федеральному закону № 131-ФЗ в России есть «городские поселения» и «городские округа», например, городское поселение Пушкино, или городской округ Кинешма. Отмеченное обстоятельство можно было бы рассматривать как некий лингво-юридический казус, но вопрос, разумеется, не в дефинициях, а в сути дела.

Город (BURG ) институция по определению буржуазно-либеральная. Наши городские поселения и городские округа имеют авторитарное правление и живут либо на дотации из регионального бюджета (в провинции), либо за счет доходных источников, мало связанных с деятельностью домохозяйств и домохозяйствам не подконтрольных (в столицах). Для подобных округов и поселений (точно так же, как и для социалистических городов) название «город» – не более чем мрачный оксюморон.

Жизненные перспективы города определяются его способностью производить товары и услуги, пользующиеся активным спросом во внешнем мире. Так гласит популярная теория городской экономики, которую ввела когда-то в публичный оборот Джейн Джекобс, знаменитый американский урбанист. Лучшим предметом «городского экспорта» считается сегодня продукция «non factory»: know-how, софт, технологии, в том числе, к примеру, art-related технологии; ну, и все такое прочее. При этом по-прежнему неплохо смотрятся города, способные выпускать hitech, в том числе – вполне традиционный… Как обстоит дело со всеми этими занятиями в России, я обсуждать не стану.

В последние годы главным предметом московского экспорта стали квадратные метры жилого и офисного назначения, то есть, по сути дела – территориальные ресурсы города. Городские округа и поселения поскромнее экспортируют рабочую силу: из бедных регионов – в чуть более богатые, а то и прямо в Москву. Стагнирующие «квазигорода» и вовсе делают предметом «экспорта» свои социальные проблемы. Единственным «покупателем» этого «ресурса» является, разумеется, федеральная власть, которая платит за него бюджетными трансфертами и прочими скромными благами, не желая выплеска этих проблем за стены любого такого округа и поселения.

Пригодный для жизни город (LIVABLE CITY) предполагает, как минимум, наличие обывателей-избирателей-налогоплательщиков, способных платить налоги в объеме, достаточном для развития и содержания социальной и инженерной инфраструктуры общего пользования, а также избирать и контролировать муниципальную власть, которой они доверяют свои налоговые деньги.

Избиратели без налоговой ответственности – легкие малые, которые голосуют по приказу начальника, за бутылку водки, либо вовсе не голосуют. Налогоплательщики без реального права голоса – бесправное податное сословие. Ни те, ни другие не являются горожанами в исходном смысле этого термина.

Поскольку бизнесы, в которых заняты жители успешных городов, как правило, глобальны, городскую налоговую базу составляют здесь налоги на недвижимость и/или на земельные участки. Логика здесь простая: неважно, где домохозяйство зарабатывает свои деньги (к примеру, муж может ездить на работу в соседний мегаполис, а жена – работать в интернет-торговле, не выходя из дома). Важно, что здесь живут люди, которые способны кормить свои семьи и поддерживать в достойном состоянии свой дом, а также природную и рукотворную среду, которая этот дом окружает.

Местная налоговая база обозначенного типа фактически автономна от налоговой базы региональных и национальных бюджетов.

Городское поселение, не могущее в этом смысле себя прокормить и, одновременно, неспособное к ответственному (то есть подкрепленному деньгами домохозяйств!) самоуправлению, и в самом деле не может называться городом.

Всех обозначенных институций и механизмов в России, увы, нет и, к сожалению, долго еще не будет.

В силу отмеченных выше обстоятельств успешность городских проектов в России всегда будет исключением, связанным с некоторым счастливым стечением обстоятельств и, разумеется, с личными качествами губернских и городских администраторов.

Мой список примеров неизбежно будет субъективным: Пермь, Хабаровск, Новосибирск, Калуга, Кострома… Разумеется, каждый из названных (и ряда других) городов находится сегодня на весьма различных ступенях пути к успехам: как в деле привлечения инвестиций, так и в создании комфортной среды обитания для горожан.

К примеру, в Перми рождается и реализуется множество мощных идей: от интереснейших modern art -проектов до возвращения к замыслу русских купцов и инженеров-железнодорожников начала XX века по поводу сооружения железнодорожной «хорды» Пермь Сыктывкар Архангельск.

Во всех случаях решающий вклад в успех вносят, увы, не институты, а конкретные люди, наделенные (наряду с властными полномочиями) еще и менеджерскими талантами и амбициями прогрессоров. Я с большой симпатией отношусь к таким людям, но все же опора на институты куда как надежнее.