У каждого бизнесмена, попадающего под уголовное преследование, свой список имен. Но схемы, по которым из предпринимателей выбивают деньги силовики, те же самые, что и в случае с Чичваркиным. Именно поэтому так важно, чтобы его обращение было услышано. Это не просто абстрактное политическое обращение, вроде тех, что делал Дымовский. Дымовский нес театральный бред, а в обращении Чичваркина содержится заявление о преступлении, с конкретными именами и фактами. И опубликовано это заявление не как политический манифест, а как единственная возможность обратить внимание властей на происходящее, ведь все письменные заявления наши чиновники обычно пересылают тем же, на кого жалуются.

Пока мы видим, что идея снизить давление на предпринимателей со стороны силовиков, которая декларируется Дмитрием Медведевым, реализуется довольно слабо. Конечно, хорошо, что меняется уголовное законодательство и уже сейчас из тюрем выходят предприниматели, подвергавшиеся прессингу со стороны силовиков, но на сегодняшний день правоохранительные органы сохранили достаточно рычагов, чтобы, как выражается Чичваркин, «брать заложников» и выкручивать бизнесменам руки. Например, если бизнесмен уже был в розыске, судья, как правило, избирает арест как меру пресечения, а сфабриковать розыск для наших следователей – дело несложное. Кроме того, следствие и суды продолжают работать в единой связке, поэтому даже идеально прописанное законодательство не решит проблему полностью.

Предпринимателям ничего не остается, кроме как привлекать внимание к совершаемым против них преступлениям, как это сделал Чичваркин. И думаю, это вполне может заставить власть шевелиться, ведь если даже по этому громкому делу не будет никакой реакции, силовики окончательно осмелеют, и подобные преступления будут происходить еще чаще. Если же реакция властей все-таки последует, – а я надеюсь, что это произойдет, – то привлечение внимания может стать действенным способом сопротивления. Ведь если правоохранительные органы будут каждый раз понимать, что если они начнут давить на предпринимателя, их имена появятся везде в прессе, то они еще 10 раз подумают.

Но что и говорить, такие методы сопротивления недостаточны, потому что предприниматели и правоохранители находятся сегодня в неравных условиях. Своими силами защитить себя пока не получается. «Деловая Россия» сейчас начала заниматься Уголовным кодексом, поняв, что сегодня УК – наиболее актуальная сфера законодательства для предпринимателя, но остальные организации (такие как «ОПОРа России» и РСПП) по-прежнему делают вид, что главные темы сегодня – это налоги и прочие традиционно экономические темы.

В этих условиях все зависит от политической воли. При желании у государства есть все рычаги для решения проблемы. Есть список лиц в правоохранительных органах, который озвучил Чичваркин, есть список из 60 чиновников, который озвучил американский сенатор Кардин, информации, по поводу которой надо реагировать, у властей более чем достаточно. Было бы желание.