В этом году на конференции «South by Southwest Interactive» мне довелось беседовать с Аней Каменец, автором книги «Сделай сам: панки и предприниматели от образования и грядущие изменения в вузах». В этом небольшом, но глубоком исследовании Каменец пишет о тех силах, которые начинают преобразовывать систему высшего образования в США, и предлагает несколько сценариев ее развития в будущем. Согласно прогнозу Каменец, традиционное четырехлетнее вузовское образование будет сталкиваться со все большим числом проблем, и главное здесь – стоимость обучения. Каменец описывает, как мы дошли до стадии, когда за четыре года обучения в одном из ведущих университетов страны приходится платить свыше $200 000, и даже государственные вузы становятся не по карману гражданам. В образовании, как и в здравоохранении, главной причиной взвинчивания цен является участие третьей стороны, платящей за обучение, в частности, свою роль здесь играют правительственные гранты и доступные кредиты. Большинство из нас согласится, что вузовское образование не может дорожать прежними темпами, однако лишь немногие институты предпринимают меры, чтобы обуздать рост цен. В самом деле, колледжи, требующие меньшую, чем у конкурентов, плату за обучение, вызывают подозрение: начинаешь думать, а не халтурят ли они, предлагая меньший объем знаний. Один из описанных Каменец сценариев – развитие образования с использованием открытых источников информации. Тех, кто считает перспективу открытого образования слишком призрачной, может убедить пример известных продуктов, созданных при участии большого числа добровольцев. Мой сайт Neuromarketing работает на Linux-сервере, его контент по большей части управляется Wordpress и дополняется многочисленными плагинами, бесплатными продуктами коллективного творчества. Еще один пример того, как в результате сотрудничества огромного количества людей создается ресурс, намного превосходящий коммерческие аналоги, – Wikipedia. Формат поста не позволяет детально рассмотреть вопрос о том, как можно получать образование с помощью открытых источников информации. Однако сейчас многие работают над созданием и распространением бесплатных ресурсов, например, размещают в интернете видеозаписи лекций и электронные версии учебников для того, чтобы пользователи могли их оттуда скачать. Проблема общения с другими студентами решается самыми разными способами: так, при поддержке Hewlett Foundation был создан ресурс Peer2Peer University (университет взаимного обучения). Предстоит очень многое сделать, прежде чем в открытом доступе появятся программы обучения, позволяющие получить научную степень, которую признают работодатели и академические заведения. Тем не менее, фундамент уже заложен. Смешанные бизнес-модели в сфере интернет-образования, вне всякого сомнения, будут развиваться, как это произошло с компьютерными программами с открытым кодом. Бесплатные материалы могут быть включены в платные программы обучения (как коммерческие, так и некоммерческие), что позволит их лучше структурировать, сделать более прозрачными и проверяемыми. Что станет тогда с традиционными колледжами? Не стоит ждать того, что «Лига плюща» выйдет из бизнеса или начнет испытывать недостаток в хорошо подготовленных абитуриентах. В самом деле, в этом году многие ведущие вузы США отметили рекордный приток абитуриентов. Но что делать колледжам, не способным похвастаться наличием признанного бренда? Что делать университетам, которые не могут привлечь студентов ни дешевизной, ни уникальной историей? Здесь уместно сравнение с покидающими рынок операционными системами и IT-решениями для оптимизации работы в офисе, которые не в состоянии соперничать ни с Microsoft, ни с бесплатными приложениями. Такие недифференцированные институты однажды осознают, что потерялись на фоне, с одной стороны, разрекламированных, состоятельных соперников, а с другой – на фоне современных, гораздо более дешевых образовательных интернет-программ. Что же делать вузам? Создание бренда – не единственный путь решения проблемы, и все же именно его следует поставить во главу угла при выработке стратегии привлечения студентов в условиях, когда на образовательном рынке усиливается конкуренция. Высшее учебное заведение должно чем-то прославиться, будь то какой-то академический курс, географическое положение или «внеклассные» занятия. Такой вуз будет чувствовать себя гораздо лучше, чем конкуренты, не сумевшие создать собственного бренда. Создание бренда может помочь в ситуации, когда новейшие методы преподавания получают все большее распространение и признание. Традиционный университет с известным брендом также может поработать над своим имиджем, прибегнув к лекциям в режиме онлайн, электронным дидактическим материалам, квалификационным интернет-тестам и т.д. В 2010 году многие колледжи с трудом будут находить средства для разработки брендов: большинство вузов испытывает проблемы с финансированием в связи с рецессией, недостатком спонсоров и сокращением правительственных дотаций. Однако без такой работы многие уже скоро утратят жизнеспособность. Slon.ru публикует русскую версию блога Роджера Дули по договоренности с автором.
Оригинал поста находится здесь.