Первый зампред думского комитета по законодательству Владимир Груздев заявил, что в ближайшее время он намерен внести в Госдуму законопроект, предполагающий единую ставку штрафа – 500 000 руб. за каждый случай взятки в размере до 3000 руб., а также запрет для должностного лица на работу по своей специальности от 3-х до 10-ти лет.
Вопрос о дифференциации наказания в зависимости от размера взятки стоит уже не первый день и многократно обсуждался. Сейчас у нас сложилась ситуация, при которой в тюрьму садится огромное количество мелких взяточников: врачей, учителей и т.д. В результате получается, что тюрьмы у нас перегружены людьми, которые попадают туда за небольшие взятки, зачастую они отбывают маленькие сроки. И на этой почве тоже процветает довольно много всевозможных нарушений.
То, что касается адекватности такой меры, то в принципе во многих странах мира существует такая норма, которая устанавливает определенный порог для подарков. Все, что ниже этого порога, – это совсем маленькие взятки, которые наказываются штрафом и целым комплексом административных наказаний, таких, как запрет на занимание определенных должностей, понижение в должности, увольнение и т.д.
Сама по себе эта норма неплоха. Плюсов от нее можно перечислить несколько. Во-первых, теперь будет очерчена четкая грань между крупными и мелкими взятками. Следственные, правоприменительные органы перестанут говорить, что они заняты всякой мелочью и им некогда заниматься большими коррупционерами. Теперь, надеюсь, они начнут ими заниматься. Разгрузится ФСИН. И, самое главное, для очень многих наших коррупционеров отсидка зачастую не является самым ужасным, что может с ними произойти, а материальное наказание как раз является. В общем, и смысл коррупционной деятельности сводится к тому, чтобы получить от этого некую материальную выгоду. И получается, что любое наказание, связанное с материальными потерями, несет большую возможность осознания этого наказания со стороны тех, кто осужден за коррупцию.
Минус этой нормы один, и он довольно большой. Этот минус заключается в том, что в системе нашего правоприменения вполне может сложиться ситуация, благоприятствующая проявлению коррупции как раз вокруг этой нормы, созданной специально для борьбы с коррупцией. То есть здесь мы опять упираемся в качество правоприменения.
При всем при этом надо также разобраться с тем, каким должен быть максимальный штраф. Например, депутат Груздев говорит, что этот штраф должен составить 500 000 руб., кто-то предлагает сделать 1 млн руб., президент предлагает сделать размер штрафа кратным, в зависимости от суммы взятки. Страна у нас большая, и в разных регионах России крупность штрафа измеряется в разных параметрах. То есть, безусловно, все это надо очень аккуратно рассчитать, чтобы в принципе разумно работающую идею (а разумно работать она будет потому, что у нас специализированная системная коррупция приобретает разные формы, и инструменты противодействия должны быть адекватны этим формам), с одной стороны, не превратить в очередную бессмысленную норму, а с другой стороны, не превратить в дубинку, с помощью которой будут достигаться отнюдь не те результаты, которых мы желаем.
В нашей правоприменительной практике реально встречаются ситуации, когда людей задерживают за взятку в размере 1000 руб. (в школах, вузах, муниципалитетах и т.д.), и дальше вся правоохранительная судебная махина работает на то, чтобы доказать факт коррупции и осудить человека, на равных с тем, как она расследует и доказывает многомиллионные откаты, полученные при заключении государственных контрактов. Очевидная неадекватность этой ситуации как раз и подталкивает к принятию такого решения.
Что касается размера штрафа в 500 000 руб., то эта норма как раз и вводится, чтобы учителя, врачи и т.д. не брали эту 1000 руб., чтобы не платить 500 000. Мы изначально исходим из того, что введение этой нормы кого-то остановит. То есть когда мы обсуждаем, а как эти социальные группы смогут заплатить такие большие для них штрафы, то мы исходим из того, что они все равно будут брать эти мелкие взятки. Так вот, может быть, как раз введение этой нормы и остановит тех, кто привык брать взятки до 3000 руб. Может быть, это заставит их задуматься, надо ли им это…
В правильных руках, безусловно, предложенная мера будет эффективна в борьбе с коррупцией. С ее помощью можно решить проблему с разными уровнями взяточничества. Также повышение материальной стороны наказания может стать хорошим инструментом противодействия коррупции. Тем не менее, предсказать в какую сторону реально повернется наше правоприменение не сможет сейчас даже осьминог Пауль.