Когда знакомые иностранцы высказывают желание посетить Москву «дикарем», я их отговариваю. Мне кажется, что одинокий европеец, ограниченный в средствах, практически не имеет шансов выжить в нашем городе. Я не понимаю, как иностранец, не зная русского языка, будет перемещаться по городу; не понимаю, как он будет изъясняться с нашими сотрудниками правоохранительных органов, требующими показать прописку, а главное, не понимаю, где он будет жить. За первое полугодие 2010 годы, говорится в отчете компании Knight Frank, средняя стоимость размещения в столичных отелях подешевела на 6,3%, до $237 в сутки, тем не менее, московские гостиницы остаются одними из самых дорогих в мире, наряду с парижскими, в которых «ночь» в среднем обойдется на $7 дороже, чем в Москве, и Лондоном (на $19). А если вспомнить, как у нас обстоят дела с другими составляющими гостеприимства, то становиться понятным, почему доходы от туризма приносят Москве всего 5–7% поступлений в бюджет. Для сравнения, у того же Лондона и Парижа этот показатель составляет 60–70%. Власти города периодически делятся планами о создании из Москвы туристической Мекки. Так, согласно планам столичного правительства десятилетней давности, в этом году город должны были посетить 5 млн иностранных гостей, в результате – за первое полугодие в столице России побывало всего 1,87 млн иностранцев, в 2005-м насчитывалось 3,49 млн человек. Однако в статистику попадают и гастарбайтеры из стран ближнего зарубежья. Главное их отличие от западных туристов в том, что они едут в Москву не тратить деньги, а наоборот, зарабатывать. Новую туристическую Мекку на таком контингенте построить сложно. И дорогие московские отели стоят полупустыми. Нынешний уровень среднегодовой загрузки гостиниц категории «4–5 звезд» в Москве составляет 58,5%, говорится в том же отчете Knight Frank. Это один из самых низких уровней для европейских столиц: в Варшаве он равен 65,8%, в Париже – 75,4%, в Лондоне – 84,7%. И стоять полупустыми российским отелям, похоже, придется долго. Интерес к России есть и в Азии, и на Западе. Но как только появляются желающие, то их от необдуманных поездок отговаривают сами же представители туриндустрии. Мои друзья видели в Лондоне рекламный плакат следующего содержания: «Если вы хотите совершить экстремальное путешествие, испытать свое мужество, оказавшись в сером городе, где на вас каждую минуту могут напасть, то посетите Россию». А при таком имидже и уровне цен в ближайшее время наплыва «людей с фотоаппаратами» в Москву не будет.