UPDATE. Накануне Bloomberg со ссылкой на источники сообщил о готовности консалтинговой компании McKinsey уволить 2 тысячи сотрудников в рамках глобальной программы по реорганизации бизнеса. «Впервые за более чем десятилетие мы меняем способ работы наших команд, не обслуживающих клиентов, чтобы эти команды могли эффективно поддерживать и масштабировать нашу фирму», — заявил представитель McKinsey в заявлении по электронной почте. Уточняется, что такое решение может привести к крупнейшему увольнению сотрудников за всю историю существования компании с 1926 года. За последние десятилетия персонал McKinsey необычайно разросся: если, к примеру, в 2012 году там работало 17 тысяч человек, то в 2018 г — уже 28 тысяч. Согласно последним данным Bloomberg, штат фирмы насчитывает сегодня 45 тысяч сотрудников. И хотя в мире профессиональных услуг хорошо известна формула сурового карьерного выживания, принятая в McKinsey, — up or out (расти или уходи) — такая корпоративная политика, тем не менее, не смогла предотвратить превращения в прошлом элитного бутика в конвейерное производство решений в области стратегического менеджмента. Эволюция не прошла бесследно для репутации компании, самой именитой и одновременно дорогой на этом рынке. Качество ее услуг стали критиковать как клиенты, так и наблюдатели. Одним из наиболее яростных разоблачителей McKinsey оказался Дафф Макдональд, автор книги «The Firm» («Фирма»). Напомним суть его претензий.
Есть консалтинговые компании, и есть McKinsey & Co. — под таким утверждением, кажется, готов подписаться любой руководитель корпорации или правительственный чиновник из числа клиентов этой старейшей и крупнейшей фабрики по производству стратегий. McKinsey, создавшая управленческий консалтинг как профессию, пользуется славой самой дорогой и самой компетентной, проницательной и полезной командой советчиков.
А что, если все не так, как принято думать? — задается вопросом нью-йоркский журналист и писатель Дафф Макдональд. В 2009 году он опубликовал биографию главы JPMorgan Chase Джейми Даймонда, который некогда сам пытался быть консультантом, но впоследствии презрительно назвал консалтинг суррогатом менеджмента. В любом случае, если кто-то и достиг подлинных высот в этой имитации управления, так это McKinsey — компания, проповедующая меритократию и выжимающая из своих сотрудников все соки. Вот только объясняется ли этот успех сверхэффективной работой фирмы на благо клиента?
Книга Макдональда «The Firm» дает альтернативный взгляд на McKinsey. Автор многое ставит в вину легенде консалтингового бизнеса. Например, роль, какую рекомендации McKinsey сыграли в углублении пропасти между доходами руководителей и рядовых сотрудников корпораций. Безответственность, поверхностность, неэтичность — претензии к самой влиятельной консалтинговой фирме на свете и впрямь довольно серьезны.
Рекомендации McKinsey не стоят денег, которые за них платят
Услуги McKinsey стоят дорого, порой даже слишком, но компании охотно оплачивают ее счета. Стоят ли рекомендации фирмы денег, которые за них требуют? «Нет, не стоят», — уверен автор. Вопреки господствующему представлению McKinsey довольно часто дает никудышные советы.